БОЛЬШАЯ  СОВЕТСКАЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
В ЭНЦИКЛОПЕДИИ СОДЕРЖИТСЯ БОЛЕЕ 100000 ТЕРМИНОВ

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



ЯПОНИЯ-ЯРАНГА

XV. Музыка

Музыка Я.- древнее самобытное иск-во; в процессе развития оно испытывало влияния корейской и особенно кит. муз. культур, подверглось воздействию муз. иск-ва Индии и стран Юго-Вост. Азии, с 19 в.- стран Европы и США.

8 первые века н. э. музыка входила в религ. действа (т. н. мистерии кагура, отражавшие мифологию синтоизма). Светская вокальная и инструм. музыка в 7 в. была связана с танц. драмой г иг а к у (в ней музыка сопровождала специфич. движения актёров в масках) и с театр, жанрами дэнгаку и с ар у г а к у (на их основе сформировался позднее придворный театр woo). В 7 - 9 вв. под влиянием придворной кит. музыки сложилось придворное иск-во г аг а к у (изящная музыка), в к-ром после реформы по упорядочению многообразных форм и приёмов исполнения (9-12 вв.) стали развиваться чисто япон. традиции. Они легли в основу классич. музыки Я. По времени возникновения в гагаку различались стили к о г а к у (старая музыка) и сингаку (новая музыка); по жанрам гагаку делилась на к а нг э н (чисто инструм. музыка) и б уг а к у (аккомпанирующая танцу). Нац. особенности музыки Я. проявились в своеобразии ладовой структуры - наряду с бесполутоновыми пентатонич. ладами, сохраняющимися в нар. музыке, получили распространение 5-ступенные лады с чередованием полутоновых, целотоновых и 2-тоновых интервалов (в гор. музыке лад миякобуси, в сельской- лад и н а к о б у с и). В 14 в. сформировалась лирич. драма ноо, в к-рой декламация сочеталась со специфич. пением (восходит к буддийской храмовой музыке), танцем и инструм. сопровождением (флейта н о к к а н и ударные инструменты). Для записи музыки ноо применялась сложная система нотации, обозначались специфич. мелодич. формулы и ритмич. рисунок. Среди япон. инструментов - струнные (щипковые): кото (13-струнная цитра; её 2-струнная разновидность - н и г э н к и н), сямисэн (род лютни) и б и в а (заимствованная из Китая 4-струнная лютня); духовые: кагура-буэ и ёко-буэ, рютэк и, или фуэ, комабуэисякухат и и др. виды бамбуковых флейт, х ит и р и к и (род гобоя), с ё (губная гармоника); ударные: тайко, какко, сима, или цури, дай-к о, до-наг адайко, сан-но-цудзуми, коцудзуми и о-цудзуми (различные виды барабанов), с ё к о (бронзовый гонг), к а н э (тарелочки), с у д з у (храмовая колотушка с колокольчиками). Наибольшее распространение получили произв. для кото, т. н. с о к и о к у; их выдающимся исполнителем был Ясудзи Кэндзё (сер. 17 в.). Крупнейшие исполнители (создатели исполнительских школ ) - Кэндзё Икута (17 в.), Косаку Ямада (кон. 18- нач. 19 вв.) и Кэндзё Яэдзаки (19 в.), писавший т. н. музыку с а н к ё к у (трио для кото, сямисэна и сякухати). В практике традиционной и классической музыки Я. сохранилось много инструментов кит. происхождения. В 17 - нач. 19 вв. муз. иск-во Я. демократизировалось. В противовес придворному иск-ву гагаку и ноо возникло более демократич. иск-во театра кабуки и кукольного театра д з ё р у р и (с кон. 16 в.). Музыка кабуки осн. на т. н. н а г а у т а ("длинной песне"), в которой куплеты певца чередуются с инструм. интерлюдиями. Во 2-й пол. 19 в., после незавершённой бурж. революции 1867-68, в муз. культуру Я. стали проникать европ. и амер. влияния. В 1879 япон. педагог Сюдзи Идзава (совм. с амер. муз. педагогом Л. У. Мейсоном) ввёл в Я. систему всеобщего обучения хор. пению в начальной школе, он же основал в Токио Ин-т муз. исследований (с 1886 Токийская муз. школа). В кон. 19 в. Я. стали посещать гастролёры из др. стран, позднее из России. В 1881 состоялся 1-й концерт европ. музыки, в 1897 - 1-е выступление япон. симф. оркестра. Возник интерес к европ. музыке; композиторы Я. стали получать муз. образование в Европе, среди первых - Косаку Ямада, Киёси Нобутоки, позднее - Ясудзи Киёсэ и Ёрицунэ Мацудайра. Они основали новую федерацию композиторов (с 1930 - Япон. ассоциация совр. музыки); представители этой группы использовали в своих соч. элементы нац. музыки, однако определяющим было влияние гл. обр. нем. и франц. муз. иск-ва.

Широкое использование нац. муз. фольклора и традиций классич. музыки Я. началось в кон. 40-х - 50-е гг. (соч. Митио Мамия, Ясуси Акутагава). Муз.-просвет. работу ведёт "Об-во трудящихся - любителей музыки" (с 1949) с филиалами во мн. городах. Для др. группы их современников характерно заимствование новейших приёмов письма европ. и амер. школ (Ёсиро Ирино, Садао Бэкку, Акира Миёси, Икума Дан, Кан Исии и др.). В кон. 50-х гг. в Я. проникли влияния авангардистов, стали культивироваться различные виды экспериментальной музыки (в 1949 осн. Экспериментальная студия). Среди композиторов кон. 50-60-х гг. - Тору Такэмицу, Кадзуо Фукусима, Тосиро Маюдзуми ("Симфония Нирваны", 1958). Центром экспериментальной музыки стал г. Каруидзава (группа "Онгаку" - Тосиро Маюдзуми, Макото Морои, Юдзи Такахаси и др. представители совр. авангардизма, развивающие идеи Дж. Кейджа, К. Штокхаузена, П. Булеза). В нач. 50-х гг. возникло массовое самодеят. хоровое движение, носящее антимилитаристский характер; один из первых коллективов - Центр, токийский хор "Поющие голоса Японии" (с 1952, руководитель А. Сэки; в 1964 гастролировал в СССР). В 1960-70-х гг. Тэруяки Нода, Ёсио Хатимура, Синитиро Икэбэ продолжают экспериментировать в области электронной музыки и сонористики. Среди исполнителей: дирижёры Комэи Абэ, Масаси Уэда, Акэо Ватанабэ, Хироюки Иваки, Такаси Моро, Юдзи Таяма; пианист Кэйко Танака; скрипачка Ёко Кубо; музыковед Сабуро Сонобэ. Центр муз. жизни - Токио. В 1920 здесь выступала оперная труппа "Асакуси". В Я. 15 симф. оркестров (из них 6 - в Токио, 2 - в Осаке), камерно-инструм., хор. коллективы, группы традиц. классич. музыки "Ниппония", "Сигенкам" и др. Осн. уч. заведения - Ун-т иск-в, муз. ун-т Тохо. Существуют муз. изд-ва, фирмы грампластинок. Проводятся муз. фестивали в Токио, Осаке, Каруидзаве. Распространились различные виды эстрадной музыки, позднее джаз и попмузыка.

Лит.: Иофан Н., Из истории японской музыки 7-9 вв., в сб.; Искусство Японии, М., 1965; Malm W. P., Japanese music and musical instruments, Rutland - Tokyo, 1959; Танабэ Х., Нихон онгаку гайрон (Японская музыка), Токио, 1961; Н аr i с h-S chneider E., A History of Japanese music, L., 1973. Дж. К. Михайлов.

XVI. Балет

Хореографич. иск-во Японии представлено традиц. классич. танцем буе и европ. балетом. Основа танца буе - хореография аристократич. театра ноо (сложившегося в кон. 14 - нач. 15 вв.), впитавшая элементы религ. и нар. танцев предшествующих поколений. В 17 в. начало формироваться более свободное и подвижное танц. иск-во, ставшее составной частью театра кабуки. Танец буе получил распространение и вне этих театров. Существует неск. школ, возглавляемых мастерами япон. хореографии Дзюраку Ханаяги, Токубэй Ханаяги, Канъэмон Фудзима, Утаэмон Накамура, Томидзюро Накамура и др. Танцы буе сопровождаются музыкой с текстом. В япон. классич. танце движения корпуса не фиксируются. Осн. внимание сосредоточено на гармонич. слиянии цвета костюмов и театр, аксессуаров; изящество танцу придают колышущиеся рукава и подол кимоно, искусно обыгрывается реквизит (веер, барабанчик, полотенце, цветущая ветка и т. д.).

В нач. 20 в. в Я. возник интерес к европ. классич. балету: стимулирующее значение имели гастроли А. П. Павловой (1922). Первые деятели балета Японии

Масахидэ Комаки, Микико Мацуяма, Яоко Каитани, Момоко Тани и др. получили образование за границей и стали в дальнейшем организаторами и руководителями балетных трупп, в репертуаре к-рых произв. рус. и зап.-европ. балетной классики. Создаются оригинальные балеты на нац. материале. В 1958 была основана Японская балетная ассоциация, осуществляющая постановки спектаклей. В 1964 на базе Токийской балетной школы им. П. И. Чайковского, руководимой сов. хореографами, была создана труппа "Токио балет", к-рая регулярно показывает спектакли в столице п др. городах, выезжает на гастроли в др. страны (в 1966 и 1970 гастролировала в СССР).

Лит.: Cunji Masakatsu, Buyo. The classical dance, N. Y.- Tokyo - Kyoto, 1970. Л. Д. Гришелёва.

XVII. Театр

Историч. корни япон. театра восходят к древним обрядовым действам земледельч. празднеств. В 7-8 вв. вместе с буддизмом в Я. проникают театр, формы из стран Вост. Азии. Эти муз.-танц. представления (гигаку и бугаку) способствовали формированию классич. япон. театра. К кон. 14 - нач. 15 вв. из разнообразных заимствованных и исконно япон. представлений возник театр ноо, включающий музыку, танец и драматич. действие. Гл. персонажи этого театра носят маски. Выдающиеся теоретики, актёры и драматурги Киёцугу Канъами (1333-84) и Мотокиё Дзэами (1363-1443) разработали эстетич. основу иск-ва ноо как рафинированного театра воинов и аристократов. В строгой канонич. форме жанр сохраняется и в 20 в. С 17 в. в связи с ростом городов получили развитие и др. театр, жанры, отражавшие запросы третьего сословия. Это театр кукол дзёрури и театр кабуки, ставшие ведущими традиц. жанрами япон. театр, иск-ва. Основу дзёрури составляют муз.-песенный сказ, исполняемый певцом-сказителем гидаю, и представление кукол. Репертуар состоит из классич. пьес япон. драматургов, написанных в специфич. форме дзёрури. Ведущий драматург, писавший также и для кабуки, - Мондзазмон Тикамацу (1653-1724). Театр кабуки (действуют актёры) соединяет муз., танц. и драматич. элементы. Он развивался параллельно с театром дзёрури, и оба они оказывали друг на друга влияние. К кон. 18 в. театр кабуки сформировался окончательно. Представления кабуки рассчитаны на массового зрителя и отличаются яркой зрелищностью. Женские роли в этом театре по традиции исполняются мужчинами (оннагата).

В последней трети 19 в. Япония вступила на путь капиталистич. развития. Связанные с этим социальные и политич. преобразования оказали заметное влияние и на театр. В нач. 20 в. появились новые жанры, созданные в результате обновления традиц. театра (симпа, синкокугэки) и заимствования европ. форм (совр. драма- сингэки, опера, балет). Театр, иск-во совр. Я. чётко делится на традиц. театр (бугаку, ноо, кабуки, дзёрури) и европ. театр (драма, опера, балет). Своеобразная прослойка между ними- симпа, япон. мещанская мелодрама, и синкокугэки, популярная драма, основа к-рой - сцены сражений на мечах. Каждый из этих жанров включает разработанную эстетику, репертуар, свой путь развития, ведущих деятелей. Традиц. театры имеют свой репертуар, состоящий из пьес япон. классиков, а также произв. совр. отечеств, драматургов, использующих преим. историч., героич. и романтич. сюжеты. Режиссёры в япон. традиц. театре отсутствуют. Среди наиболее известных актёров 70-х гг.: в театре ноо - Минору Кита, Мотомаса Курс Хосё; в театре кабуки - Кандзабуро Накамура, Утаэмон Накамура, Косиро Мацумото, Байко Оноэ, молодые актёры - Энноскэ Итикава, Кикугоро Оноэ, Китиэмон Накамура, Цумасабуро Бандо; в симпа - Яэко Мидзутани; в синкокугэки - Сего Симада, Рютаро Тацуми.

В 1966 в Токио создан нац. театр, центр чКокурицу гэкидзё" - единственный в Я. гос. театр, призванный содействовать сохранению и развитию традиц. жанров. При центре организована первая япон. театр, школа для подготовки актёров театра кабуки и театра кукол дзёрури (в традиц. театре воспитание велось в актёрских семьях).

Репертуар театров сингэки составляют переводы классич. и совр. пьес европ. и амер. драматургов, а также новые произв. япон. авторов. Значит, место в нём занимают произв. рус. и сов. драматургов. В Я. насчитывается ок. 100 трупп сингэки. Наиболее крупные из них: "Хайюдза", "Минтай", "Бунгакуд-за". Ведущие деятели этого театра: режиссёры - Корэя Сэнда, Дзюкити Уно; актёры и актрисы - Осаму Такидзава, Эйтаро Одзава, Исудзу Ямада, Харуко Сугимура, Тиэко Хигасияма, Ясуэ Ямамото. Подготовкой актёров сингэки занимается созданная в 1949 школа-студия при театре "Хайюдза".

Среди периодич. изданий: ежегодники - театральный "Энгэки нэнкан" (с 1966), балетный " Барэ нэнкан" (с 1972); журналы - теоретический по сингэки чТэаторо" (с 1946); критический иллюстрированный по традиц. театру "Энгэкикай" (с 1943) и др.

Лит.: Японский театр. Сб. статей под ред. Н. И. Конрада, М., 1928; Конрад Н. И., Театр Кабуки, М.- Л., 1928; Театр и драматургия Японии. Сб. статей под ред. Н. И. Конрада, М., 1965; О д з а к и К., Новый японский театр, пер. с япон., М., 1960; Г у н д з и М., Японский театр Кабуки, пер. с япон., М., 1969; С а т о К., Современный драматический театр Японии, М., 1973; Гришелёва Л. Д., Театр современной Японии, М., 1977. Л. Д. Гришелёва.

XVIII. Кино

Первые игровые фильмы были сняты в Я. в 1899. Нац. кинематография развивалась в двух направлениях: г э н д а йг э к и - ленты на совр. сюжеты (центр в Токио) и дзидайгэки - на историч. и легендарные сюжеты (центр в Киото). Как и в япон. театре, женские роли исполняли мужчины - оннагата, фильмы сопровождались комментарием - б е н с и. Во 2-й пол. 1910-х гг. начался поиск собственно кинематографич. средств выразительности. В 1923 центр кинематографии сосредоточился в Киото, что дало толчок расцвету дзидайгэки ("Странствия Тюдзи", 1927, реж. Дайсукэ Ито, "Ребенок-фехтовальщик", 1927, реж. Тэйноскэ Кинугаса, "Судья Оока", 1928,реж. Хироси Инагаки, и др.). Гэндайгэки получил развитие в творчестве Хэйноскэ Госё, Киьхико Усихара, Кэндзи Мидзогути.

В 1929 был основан Союз япон. пролет, кино ("Прокино"), выпустивший ряд фильмов о рабочем движении. В кон. 20-х гг. стали выходить фильмы, критиковавшие социальное устройство общества,- "Холоп" (1927, реж. Ито), "Живая кукла" (1929, реж. Тому Утида), "Перед рассветом" (1937, реж. Кинугаса) и др. В связи с фашизацией страны в 1934 "Прокино" прекратил существование.

Утверждение звукового кино связано с фильмом "Соседка и жена" (1931, реж. Госё). Ленты Мидзогути "Элегия Нанива" и "Гионские сестры" (обе - в 1936) стали вершиной реализма в до-воен. кино. Др. наиболее значит, фильмы 30-х гг.: "Необыкновенный патриот" (1932, реж. Мансаку Итами), "Зонтик Ятаро" (1932, реж. Инагаки), "Единственный сын" (1936, реж. Ясудзиро Одзу), "Человеческие чувства и бумажные шары" (1937, реж. Садао Яманака). В эти годы сложилось стилистич. своеобразие япон. кино - долгие общие планы, нек-рая замедленность действия, влияние традиц. япон. живописи на композицию кадров.

Принятый в 1939 "Закон о кино" подчинил его нуждам милитаризма, тем не менее в эти годы появилось несколько значит, фильмов: "Земля" (1939, реж. Утида), "Лошадь" (1941, реж. Сиро Тоёда и Кадзиро Ямамото), "Жизнь Мухомацу" (1943, реж. Инагаки). В первые послевоенные годы преимуществ, развитие получило документальное кино. В 1948 после 6-месячной забастовки на студии компании "Тохо" были уволены прогрессивные кинематографисты, к-рые основали затем независимые кинокомпании, поставив лучшие социальные фильмы 50-х гг. Это - Сацуо Ямамото ("Зона пустоты", 1952; "Улица без солнца", 1954), Тадаси Имаи ("А всё-таки мы живём", 1951; "Мрак среди дня", 1956), Канэто Синдо ("Дети атомной бомбы", 1952; "Голый остров", 1960), Фумио Камэи, Кадзабуро Ёсимура и др. К этому времени по объёму произ-ва фильмов Я. вышла на 1-е место в мире. Выходом на мировой экран япон. кино обязано творчеству реж. Мидзогути ("Луна в тумане", 1953; "Управляющий Сансё", 1954), Акира Куросава ("Расёмон", 1950; "Идиот", 1951, по Достоевскому; "Семь самураев", 1954; "Замок интриг", или "Замок паутины", 1957, по Шекспиру; "Красная борода", 1964), Кон Итикава ("Бирманская арфа", 1956; "Токийская олимпиада", 1965; "Странники", 1973) и Масаки Кобаяси ("Восставший", 1967; "Окаменелость", 1975).

С нач. 60 х гг. в творчестве молодых режиссёров получила развитие тема судьбы послевоен. поколения; Нагиса Осима ("Повесть о жестокой юности", 1960; "Церемония", 1971), Сусуму Хани ("Невеста из Анд", 1966), Хироси Тэснгахара ("Женщина в песках", 1964; "Сожжённая карта", 1968), Кирио Ураяма ("Испорченная девчонка", 1963, "Женщина, которую я бросил", 1969), Кэй Кумаи ("Толпа на земле", 1970), Ёдзи Ямада ("Семья", 1970; "Единомышленники", 1975). Новый подъём в кон. 60-х гг. получило движение "независимых": Ямамото ("Завод рабов", 1968), Токихиса Морикава ("Молодые люди". 1968), Имаи ("Река без моста", 1970).

70-е гг. - период глубокого кризиса нац. кино, вызванного конкуренцией телевидения и изменившейся экономич. ситуацией в стране. Резко упал художеств, уровень фильмов. Распространились "секс-фильмы", "якудза-эйга" - фильмы об организованной преступности, "паникэйга" - фильмы о катастрофах. В 1975 произведено 396 полнометражных художественных фильмов (в 1960 - 547). Фильмы производят 4 крупные фирмы -"Никкацу", "Сётику", "Тохо", "Тоэй", а также много мелких. Выходят спец. журналы "Кинема дзюмпо", "Синарио" и др.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXVIII, XXXIX (стр. 544-545).

Лит.: Ивасаки А к и р а, История японского кино, пер. с япон., М., 1965; Гене И., Меч и Хиросима. Тема войны в японском киноискусстве, М., 1972. И.Ю. Гене.

ЯПОНОВЕДЕНИЕ, совокупность наук, изучающих историю, экономику, политику, философию, язык, литературу и культуру Японии (о развитии гуманитарных наук в самой Японии см. в ст. Япония, разделы Общественные науки, Литература).

Начало изучению Японии положили в 16-17 вв. португ. и исп. миссионеры (М. Баррету, Ж. Родригиш, Ф. Ксавье и др.). После запрещения христианства и введения пр-вом Японии режима самоизоляции страны (30-е гг. 17 в.) голл. торговая фактория в Нагасаки была единств, центром изучения Японии. Наиболее известные произв. этого периода: книга по истории Японии Э. Кемпфера (1651-1716) и описание Японии Ф. Зибольда (1796-1866) - врачей-немцев, находившихся на службе у голл. компании.

В Россию в 17-18 вв. сведения о Японии поступали от рус. мореплавателей, от японцев, потерпевших кораблекрушение и спасённых рус. людьми (Дэнбей и др.), и через страны Зап. Европы, гл. обр. через Голландию. В нач. 18 в. по указанию Петра I была создана школа для изучения япон. языка. В 1-й четв. 19 в. появились русские оригинальные работы о Японии - описания И. Ф. Крузенштерна, П. И. Рикорда и переведённая на многие языки книга В. М. Головкина.

С сер. 19 до нач. 20 вв. в связи со вступлением Японии на путь капиталистич. развития взаимоотношения с нею России, стран Европы и США быстро расширялись. Изучение Японии стало складываться в комплексную науку - Я.

До 1-й мировой войны 1914-18 ведущее место в Я. занимали англ, учёные. Главой англ, школы Я. был Б. Чемберлен (1850-1935), автор исследований в области япон. языка, лит-ры, культуры. Другим выдающимся японоведом был У. Астон (1841-1911), оставивший труды по истории япон. лит-ры, грамматике япон. языка, о религии синто. Чемберлен перевёл и прокомментировал ист. памятник "Кодзики", Астон-"Никон секи". В 1901-02 был издан 12-томный труд Ф. Бринкли (1841-1912) по истории, иск-ву и лит-ре Японии и Китая. Ряд работ посвящался япон. буддизму (Ч. Элиот), лит. памятникам (А. Валлей). Автор 2-томной истории Японии Дж. Мердок (1856-1921) был близок к материалистич. пониманию событий.

Глава нем. школы японоведов К. Флоренц (1865-1939) написал работу по истории совр. япон. лит-ры, перевёл япон. синтоистские мифы. Гл. направлением нем. Я. оставалось изучение языка и лит-ры.

Франц. японоведы занимались гл. обр. изучением лит-ры и иск-ва Японии. Уделялось также внимание япон. истории (А. Р. Мазельер). :

Первыми японоведами в США стали амер. миссионеры. Основоположником амер. Я. считается миссионер-педагог У. Гриффис (1843-1928), автор труда по истории Японии. Были изданы также работы по япон. искусству (Э. Феноллоса), а в 1-й четв. 20 в. - по совр. политич. проблемам (В. Макларен).

В России изучение япон. языка и страны активизировалось после установления с Японией дипломатич. отношений (1855). К нач. 20 в. приступили к систематич. изучению Японии в Петерб. ун-те и в Вост. ин-те Владивостока (созд. в 1899). Появились труды по истории Японии (В. Я. Костылёв, М. И. Венюков, позже Т. Богданович, А. А. Николаев). В первых десятилетиях 20 в. в России сложилась группа выдающихся японоведов, имевших разносторонние научные интересы: Д. М. Позднеев - автор трудов по географии и истории Японии и Китая, о русско-японских отношениях, составитель первого иероглифич. японо-русского словаря; Е. Г. Спальвин - один из основателей русской лингвистич. школы японоведения, составитель многочисл. языковых учебников и пособий, автор трудов по истории Японии, конфуцианству и религиям Японии, япон. лит-ре; Е. Д. Поливанов, приобретший известность в мировом Я. исследованиями по япон. диалектологии, а также по сравнит, языкознанию вост. языков; Н. В. Кюнер - географ, писавший о Японии, Китае и др. странах Д. Востока. Для дореволюц. Я. в целом был характерен преимущественный интерес к вопросам истории культуры, духовной жизни Японии вне связи с социально-экономич. условиями общества.

Новый этап в развитии Я. наступил после победы Окт. революции 1917 в России. Возникло и начало развиваться советское Я. Основной его чертой стало изучение истории, языка, культуры япон. народа, экономики страны на базе марксистско-ленинской методологии. В 1920-х гг. в Ленинграде и Москве были созданы Восточные ин-ты с япон. отделениями на соответствующих факультетах. В сов. Я. пришли крупные японоведы, сложившиеся как учёные в дооктябрьский период, в т. ч. Н. И. Конрад - один из основателей сов. школы Я., и учёные, сформировавшиеся после победы революции.

В своих страноведческих работах сов. японоведы стремились раскрыть осн. закономерности развития япон. империализма, осветить важнейшие этапы историч. развития япон. народа (период бурж. революции 1867-68 и др.), показать положение рабочего класса и крестьянства этой страны [В. Д. Виленский, Конрад, И. М. Майский (В. С. Светлов), О. В. Плетнер, Позднеев, К. А. Харнский, X. Т. Эйдус]. До 30-х гг. сов. Я. оставалось в основном комплексной наукой.

В сер. 30-х гг. в сов. Я. наметилась специализация. Из страноведения выделились экономич. география (работы К. М. Попова и др.) и история. Книга Е. М. Жукова по истории Японии с древнейших времён по новейшее время стала вехой в марксистском изучении истории Японии. Филология разделилась на самостоят, дисциплины - исследования языка и лит-ры. Были созданы теоретич. труды по грамматике (Конрад, Е. М. Колпакчи, Поливанов, А. А. Холодович). Японоведы приступили к изучению истории япон. лит-ры, к переводам классич. произв., а также произв. совр. писателей, особенно пролет, литературы 30-х гг. (Конрад, А. Е. Глускина, Н. А. Невский, Н. И. Фельдман). К 1940-м гг. в Я. в основном уже сформировалась сов. марксистская школа. В зап. бурж. Я. после 1-й мировой войны заметно усилился интерес к проблемам новейшей истории и экономики Японии, что было в определённой мере связано с обострением противоречий между Японией и США и др. капиталистич. странами. По проблемам новой и новейшей истории и экономики Японии, её роли в междунар. отношениях вышли работы М. Кеннеди (Великобритания), Буске (Франция), Т. Деннетта, Г. Квигли (США) и др. Исследования по истории культуры активно велись во Франции (М. Рено, П. Ноэль, Р. Гастон), известны также работы австрийского японоведа А. Славика и голландца М. Виссера. Были опубликованы труды по отдельным проблемам древней, ср.-век. и новой истории (Г. Мунро и Л. Садлер, Великобритания; Г. Бортон и Дж. Эмбри, США), хотя не выходившие за рамки бурж. методологии, но содержавшие богатый фактич. материал, а также работы прогрессивного японоведа Г. Нормана (Канада).

После 2-й мировой войны 1939-45 наступил новый период в развитии мирового Я. Значит, подъёма достигло сов. Я. В нём завершилось обособление ряда отраслей: экономики, истории, географии, этнографии, философии, искусствоведения; зародились новые - источниковедение, библиография, историография. Преимущественное развитие получили исследования совр. экономич. и социально-политич. проблем Японии. Гл. внимание направлялось на изучение в теоретич. плане особенностей послевоен. развития экономики Японии, положения и роли япон. монополий и формирования системы япон. гос.-монополистич. капитализма, места и роли Японии среди капиталистич. стран, а также в мировой экономике и политике (А. И. Динкевич, М. И. Лукьянова, Я. А. Певзнер, Е. А. Пигулевская, Д. В. Петров). Вышли работы по проблемам япон. финансов (Б. Н. Добровинский, Е. Л. Леонтьева, А. И. Стадниченко, Ю. С. Столяров, М. В. Сутягина), экономики (В. А. Власов, С. А. Дебабов, Н. К. Куцобина), аграрной проблеме (Н. М. Брагина, С. Б. Маркарьян, В. А. Попов), о положении рабочего класса (В. В. Ковыженко, А. В. Комаров, В. А. Хлынов), средних слоев (Л. П. Арская, В. В. Рамзес).

Сов. японоведы опубликовали ряд оригинальных теоретич. работ о методологии историч. исследования применительно к востоковедной науке (Жуков, Конрад). Были изданы труды, освещавшие гос. устройство, деятельность политич. партий, внутр. политику совр. Японии (Ю. В. Георгиев, И. К. Державин, И. И. Коваленко, Ю. Д. Кузнецов, И. А. Латышев, А. Н. Романов, А. И. Сенаторов и др.), рабочее и демократич. движение (П. П. Топеха и др.), проблемы милитаризации (Б. Г. Сапожников, С. Т. Мажоров, А. П. Марков, А. С. Савин). Ряд работ посвящался внешней политике Японии (И. Я. Бедняк, С. И. Вербицкий, Д. И. Гольдберг, Л. Н. Кутаков, Д. В. Петров, Б. А. Романов, Сапожников, К. О. Саркисов и др.) и проблемам торг.-экономич. связей Японии (В. В. Александров, И. И. Василевская,

С. К. Игнатущенко, И. А. Ильина, М. Г. Носов, Ю. М. Черевко, А. М. Шарков и др.).

Расширилось изучение всех история, эпох. Были опубликованы фундаментальная коллективная монография "Очерки новой гстории Японии", исследования о демократич. движении 2-й пол. 19- нач. 20 вв. (Гольдберг, Г. Д. Иванова), и др. По ср. векам подробно исследовался период позднего феодализма (А. Л. Гальперин, Л. В. Зенина), особенно положение крестьянства в это время (Д. П. Бугаева, О. С. Николаева, Г. И. Подпалова, И. Г. Поздняков)и япон. париев (3. Я. Ханин), история ср.-век. города (А. А. Искендеров), вопросы генезиса феодализма (И. М. Сырицын). Работа по древней истории проводилась на базе изучения и обобщения археол. материала (М. В. Воробьёв). Вышли в свет исследования о рус.-япон. и сов.-япон. отношениях (Кутаков, В. М. Константинов, А. Л. Нарочницкий, Б. А. Романов, Э. Я. Файнберг, Эйдус).

Выпущены труды о философах-материалистах феод. Японии, о совр. бурж. философии, о путях развития обществ, мысли в этой стране (Я. Б. Радуль-Затуловский, К. А. Гамазков, Ю. Б. Козловский, Б. П. Лаврентьев, Б. В. Поспелов, Л. Н. Шахназарова и др.). Впервые изданы книги по этнографии и религиям Японии (С. А. Арутюнов, Г. Е. Светлов).

Написаны труды по япон. языкознанию (И. Ф. Вардуль, И. В. Головнин, А. А. Пашковский, Н. А. Сыромятников, Н. И. Фельдман, В. М. Алпатов).

Публиковались исследования по лит., ист. и геогр. памятникам древности и феодального периода (А. Е. Глускина, В. Н. Горегляд, В. В. Логунова, В. Н. Маркова, Е. М. Пинус, К. А. Попов, К. И. Черевко), по совр. япон. литературе (Т. П. Григорьева, В. С. Гривнин, И. Л. Иоффе, О. В. Морошкина, К. Рехо, Н. И. Чегодарь и др.) и поэзии (Маркова, А. И. Мамонов). Издан сборник исследований Конрада по разным периодам истории япон. лит-ры. Опубликованы работы по театру и искусству (Л. Д. Гришелёва, А. С. Коломиец, Н. С. Николаева и др.), общие работы по япон. культуре (Н. А. Иофан, Г. Б. Навлицкая, К. М. Попов, Н. Т. Федоренко).

Успешно развивается Я. в социалистич. странах Европы. В ГДР созданы труды в области филологии (М. Рамминг), истории (Г. Менерт, В. Хартман) и литературоведения (И. Берндт). Большую работу проводят польск. японоведы: В. Котаньский (лингвистика), И. Табачиньска-Залевска, М. Незиоловски (история). Я. развивается также в Чехословакии, Венгрии, Болгарии и Румынии.

После 2-й мировой войны в связи с выдвижением Японии в число наиболее высокоразвитых стран капиталистич. мира значительно возрос к ней интерес в США и гос-вах Зап. Европы. В бурж. Я. на 1-е место выдвинулись США, где изучение Японии поощрялось пр-вом, субсидировалось фондами Рокфеллера, Карнеги, Форда. Для послевоен. зап. Я. характерны постепенная дифференциация на отдельные отрасли (история, экономика, лит-pa и т. д.) и большой интерес к проблемам современности. В 50- 70-х гг. в США сложилась многочисл. школа японоведов-экономистов (Т. Биссон, В. Локвуд, А. Грэд, Г. Кан, А. Киллей и др.). Изучалась политич. жизнь Японии, япон. политич. партии (Р. Скалапино и Дз. Масуми, А. В. Кол,

Г. О. Тоттен и др.); издавались работы по внеш. политике Японии (Э. О. Рейшауэр, Г. А. Лэнсен, Т. Н. Вествуд и др.). В нек-рых книгах предвзято освещалась политика Сов. Союза в отношении Японии. В послевоен. годы в США и др. бурж. странах выходили крупные общие история, работы, содержавшие в большей или меньшей мере социально-экономич. анализ [Э. О. Рейшауэр (США), Д. Сансом (Великобритания), Ф. Мариани (Италия) и др.]. Публиковались труды по другим история, периодам (Дж. Холл, А. Крейг, Ч. Шелдон). В области изучения языка, классич. япон. лит-ры и иск-ва появилось много новых исследований: во Франции (Хагенауэр, Р. Шеффер), ФРГ (Г. Венк, X. Хамитуш, X. Захерт), Италии (Г. Скалисе), США (Д. Кин) и др. странах. Изуяение Японии наяало развиваться в Австралии (Дж. Стоквин, Б. Кей), в нек-рых странах Азии и Лат. Америки. В СССР проблемы Я. разрабатываются в Ин-те востоковедения АН СССР, Ин-те мировой экономики и междунар. отношений АН СССР, Ин-те Д. Востока АН СССР, в Ин-те стран Азии и Африки при МГУ, на вост. ф-те ЛГУ, в Дальневосточном гос. ун-те и в др. науч. центрах. Совр. Я. освещается в журн. " Народы Азии и Африки", "Проблемы Дальнего Востока", в ежегоднике "Япония" и др. периодич. изданиях. Центры Я. в зарубежных странах Европы - ун-ты Лондона, Кембриджа, Оксфорда, Парижа, Гамбурга, Бохума, Мюнхена, Рима, Неаполя, Вены, Лёвена, Лейдена, Женевы, Берлина, Праги, Варшавы. В США проблемы Я. изуяаются в Гарвардском, Йельском, Калифорнийском, Колумбийском, Мичиганском, Принстонском, Станфордском, Гавайском и др. ун-тах; в Австралии - в Австралийском нац. ун-те, Мельбурнском, Сиднейском ун-тах. Осн. периодич. издание, помимо общевостоковедных, - " Bulletin of the European Association for Japanese Studies" (Вена).

Лит.: Гальперин А. Л., Русская историческая наука о зарубежном Дальнем Востоке в XVII в.- середине XIX в., в кн.: Очерки по истории русского востоковедения, сб. 2, М., 1956, с. 3-35; Б а б и н ц е в А. А., Из истории русского японоведения, в кн.: Японская филология, М., 1968; Горегляд В. Н., Японоведение, в кн.: Азиатский музей - Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР, М., 1972, с. 186-201; Петрова О. П., Работа советских ученых в области японского языка, "Уч. зап. ин-та Востоковедения АН СССР", т. 25, М., 1960; G 1 u s k i n a A. E., Studies in Japanese literature, Moscow, 1967; P op о v К. A., Japanese language studies, Moscow, 1967; Podpalova G. I., Fifty years of Soviet historiography of Japan (1917 - 1966), Moscow, 1967; Тихвинский С. Л., Успехи советского японоведения, "Проблемы Дальнего Востока", 1974, № 2; В a k е г Н. D., Japanese Studies in Great Britain, "Association for Asian Studies newsletter", Ann Arbor, 1969, v. 15, № 1, p. 36 - 38; Hall J. W., Thirty years of Japanese studies in America, в кн.: International conference of orientalists, 16-th, Tokyo, 1971; Transaction of the International conference of orientalists in Japan, [Tokyo], 1971, p. 22-35. Г. И. Подпалова.
 

ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА 1894- 1895, агрессивная война Японии против Китая с целью установления контроля над Кореей (номинально являвшейся вассальной по отношению к Китаю страной ) и проникновения в Китай. Воспользовавшись в качестве предлога посылкой Китаем в июне 1894 по просьбе кор. пр-ва солдат в Корею для подавления крест, восстания, Япония направила в Корею свои войска. Япон. пр-во потребовало от кор. короля проведения "реформ", означавших фактически установление в Корее япон. контроля. Вскоре Япсния с помощью своих солдат произвела (в ночь на 23 июля) в Сеуле правительств, переворот. Новое пр-во 27 июля обратилось к Японии с "просьбой" об изгнании кит. войск из Кореи. Однако ещё 25 июля япон. военно-мор. флот без объявления войны начал воен. действия против Китая; офиц. объявление войны последовало только 1 авг. 1894. Превосходство япон. армии и флота, бездарность и трусость цинского командования и сановников во главе с Ли Хун-чжаном привели к крупным поражениям Китая на суше и на море (под Асаном, июль 1894; под Пхеньяном, сент. 1894; при Цзюляне, окт. 1894). С 24 окт. 1894 воен. действия перешли на терр. Сев.-Вост. Китая. К марту 1895 япон. войска захватили Ляодунский п-ов, Вэйхайвэй, Инкоу, под угрозой находился Мукден. 17 апр. в Симоносеки представители Японии и Китая подписали унизительный для Китая мирный договор (см. Симоносекский договор 1895). Война положила начало разделу и финанс. закабалению Китая империалистич. державами; ускорила капиталистия. развитие Японии, а захват о. Тайвань и о-вов Пэнхуледао явился началом создания япон. колон, империи.

Лит.: Ленин В. И., Уроки кризиса, Поли. собр. соч., 5 изд, т. 5; Междунар. отношения на Дальнем Востоке, кн. 1, М., 1973, с. 162-77; Очерки новой истории Японии (1640-1917), М., 1958, с. 320-36; Новая история Китая, М., 1972, с. 263 - 67; Е ф им о в Г. В., Внешняя политика Китая 1894 - 1899 гг., М., 1958, гл. 2; Т а б о х а с и К иё с и, Дипломатическая история японо-китайской войны (1894-1895), пер. с япон., М., 1956. Л. Н. Романов.

ЯПОНО-КИТАЙСКАЯ ВОЙНА 1937 - 1945, см. Национально-освободительная война китайского народа против японских захватчиков 1937-45.

ЯПОНСКАЯ АРАЛИЯ, комнатное растение, правильнее наз. фатсией.

ЯПОНСКИЕ ОСТРОВА, архипелаг островов (крупнейшие - Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку) в зап. части Тихого ок. На Я. о. расположена осн. часть Японии.

ЯПОНСКИЙ БАНК, см. Банк Японии.

ЯПОНСКИЙ ГРИБ,"чайный гриб", толстая слоистая слизистая плёнка, образующаяся на поверхности подсахаренной жидкости; состоит из культуры 2 находящихся в симбиотия. отношениях микроорганизмов: дрожжеподобного гриба (Schizosaccharomycodes ludwigii) и бактерий (яаще Acetobacter xylinum). Гриб сбраживает сахар с образованием спирта и углекислоты, а бактерии окисляют спирт в уксусную к-ту. Жидкость (обычно 4-6%-ный раствор сахара в слабом чае) приобретает приятный кисло-сладкий вкус и превращается в слегка газированный напиток - чайный квас. Имеются данные о том, что Я. г. обладает антибиотич. свойствами и содержит нек-рые витамины.

ЯПОНСКИЙ ЖЁЛОБ, глубоководный жёлоб в зап. части Тихого ок., вдоль вост. края о. Хонсю. Дл. ок. 1000 км. Макс. глуб. 8412 м. Поперечный профиль имеет V-образную форму: ширина жёлоба в пределах изобаты 7 км - ок. 60 км, на дне - от 1,8 до 36 км. К бортам и дну жёлоба приурочены многочисл. эпицентры землетрясений.

ЯПОНСКИЙ ЛАК, лак, получаемый из млечного сока стволов и ветвей лакового дерева, произрастающего в Японии и Китае. Млечный сок на воздухе постепенно буреет, а впоследствии чернеет. При добавлении в Я. Л. киновари получают красный Я. л., золота - золотой. Я. л. отличается большой прочностью и стойкостью к атмосферным воздействиям. Предметы, покрытые им, в течение столетий сохраняют блеск и красоту.

ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК, язык японцев, гос. язык Японии. На Я. я. говорит ок. 112 млн. чел. (1976, оценка). По звуковому и грамматич. строю близок к алтайским языкам (до 8 в. не было г- , нет 1-и кпд -, сказуемое в конце предложения, препозиция определения). Диалекты: зап. ветвь (лежит в основе старояпон. лит. языка) и вост. ветвь (лежит в основе нац. лит. языка). Фонетико-фонологич. черты: за каждым согласным следует гласный (ср. тюрк, qaz и япон. kari - "гусь", среднекит. 1чк-"япон. roku-"шесть", кор. cilgop- и япон. yorokob-u - "радоваться", тюрк., монг. tag-"гора", малайское daki - "подниматься" и япон. take-"гора", англ. New York->япон. N'u:yo:ku). В древних соответствиях конечнослоговые чаще отпадали (ср. вьетнамское mat и япон. me/ma - "глаз", тюрк, -lar и япон. -га суффикс мн. ч., монг. dargil и япон. taki-"быстрое течение", tagir-u - "кипеть"; нанайское namo-kta-^япон. namida - "слезы"). Утрата конечных согласных компенсировалась муз. ударением (неодинаковым в разных диалектах): hana - "цветок", hana - "HOC".

Я. я.- синтетический, номинативного строя. Грамматич. роды, лица, числа, артикли, суффиксы притяжательности отсутствуют. Агглютинативных падежей 12, у флективных глаголов 3 залога, 10 наклонений, 3 относит, времени (предшествующее, непредшествующее, плюсквамперфект), аналитич. длительный вид. Корни в основном неодносложные (atama - "голова", mushi - "насекомые"), близкие по звучанию близки и по значению (ср. mi-ru - "смотреть" и mori-"няня"; nami - "волны" и numa-"болото"; shird-shira--"белый" и shimo - "иней", "низ"). Есть древние общие корни с алтайскими, австроне-зийскими (субстрат) языками, а также заимствования из этих языков, из кит. (до половины словаря) и индоевропейских языков (6% слов). Письменные памятники известны с 6-7 вв. (см. также Японское письмо).

Лит.: Вардуль И. Ф., Очерки потенциального синтаксиса японского языка, М., 1964; Сыромятников Н. А., Становление новояпонского языка, М., 1965; его же, Древнеяпонский язык, М., 1972; его же, Развитие новояпонского языка, М., 1978; Большой японско-русский словарь, т. 1-2, М., 1970; Miller R. A., The Japanese language, Chi.- L., 1967; W e n с k G., Systematische Syntax des Japanischen, Bd 1 - 3, Wiesbaden, 1974; Martin S. E., A reference grammar of Japanese, New Haven - L., 1975. Н. А. Сыромятников.

ЯПОНСКОЕ МОРЕ, полузамкнутое море Тихого ок. между материком Евразия и его Корейским п-вом на 3., Япон. о-вами и о. Сахалин на В. и Ю.-В. Омывает берега СССР, КНДР, Юж. Кореи и Японии. Длина береговой линии 7600 км (из них 3240 км лежат в пределах СССР).

Общие сведения. Я. м. сообщается на Ю. через Корейский прол. с Восточно-Кит. и Жёлтым морями, на В. через прол. Цугару (Сангарский) е Тихим ок., на С. и С.-В. через проливы Лаперуза и Невельского с Охотским м. Протяжённость с С. на Ю. 2255 км, наибольшая шир. ок. 1070 км. Пл. 1062 тыс. км2, ср. глуб. 1536 м, объём воды 1630 тыс. км3 (по др. данным, 978 тыс. км2, 1750 м, 1713 тыс. км3соответственно). Береговая линия расчленена слабо, преобладают преим. высокие и крутые берега. Наиболее крупные заливы - Петра Великого, Восточно-Корейский, Исикари (о. Хоккайдо), Тояма и Вакаса (о. Хонсю). Крупных о-вов в Я. м. нет, все о-ва (кроме Уллындо) находятся вблизи берегов (Ребун, Рисири, Окуоири, Садо, Оки и др.). Сток рек в Я. м. незначителен (наиболее крупная река - Тумыньцзян).

Рельеф дна и геологическое строение. В рельефе дна Я. м. выделяют: шельф, материковый склон, глубоководные котловины и подводные возвышенности. Глубоководная котловина разделяется подводными возвышенностями Ямато, Кита-Оки и Оки на 3 впадины - Центральную (макс, глуб. 3699 м), Хонсю (3063 м) и Цусимскую (2300 м). Земная кора под глубоководными впадинами - субокеаническая (мощн. 8-12 км), состоит в основном из 2 слоев - осадочного (1,5-2,5 км) и "базальтового". Под возвышенностями - утонённая кора континент, типа (мощн. 18-22 км). По-видимому, впадина Я. м. образовалась в кайнозое или в позднем мелу путём раздвигания континент, блоков и отчленения их от материка или в процессе опускания и базификации континент, коры, либо оно является реликтом Тихого ок. Совр. развитие котловины Я. м.- активная стадия геосинклинального процесса, сопровождающаяся вулканизмом и сейсмичностью морского ложа. Осн. полезные ископаемые (нефть, газ, мор. россыпи золота и касситерита) расположены в пределах шельфа.

Н. П. Васильковский.

Климат умеренный муссонный; зимой господствует сев.-зап. муссон, приносящий холодный и сухой воздух из Азии; скорость ветра 5-12 м/сек. Летом преобладают слабые и неустойчивые ветры юго-вост. муссона, с к-рым поступает тёплый и влажный воздух с океана, сила ветра в этот сезон уменьшается до 4 м/сек. С мая по октябрь над Я. м. проходят тайфуны. Особенно они часть! и имеют большую силу в юго-вост. части моря, где их повторяемость с июля по сент. - 1-2 тайфуна в месяц. Ср. темп-pa воздуха в феврале от -15 "С на С. до 6 °С на Ю., в августе от 17 до 25 °С соответственно. Ср. годовое кол-во осадков увеличивается от 310-500 мм на С.-З. до 1500-2000 мм на Ю.-В. Весной и летом часты туманы.

Гидрологический режим. Поверхностный слой воды, образуемый входящими в море тихоокеанскими водами, охватывает глубины до 150-200 м. В нём образуется осн. цик локальный круговорот воды. С Ю. через Корейский прол. поступает тёплое Цусимское течение, к-рое следует в сев. направлении по вост. части моря, давая ответвления через проливы в Тихий ок. и Охотское м. В Татарском прол. Цусимское течение отклоняется на 3. и переходит в холодное Приморское течение, следующее на Ю. по зап. части моря. В юж. части моря оно отклоняется на В. и замыкает круговорот воды, направленный против часовой стрелки. Зимой юж. течение даёт слабую ветвь в Корейский прол. Между сев. и юж. потоками поверхностных вод в центр, части моря образуется неск. вторичных круговоротов того же направления. Водный баланс Я. м. в ср. за год складывается гл. обр. из прихода воды через Корейский прол. в Цусимском течении (52,2 тыс. км3) и стока её через проливы Цугару (34,61 тыс. км3) и Лаперуза (10,38 тыс. км3). Осадки, материковый сток и испареаше играют в водном балансе второстепенную роль. Темп-pa воды на поверхности зимой изменяется от -1,3-0 "С на С. и С.-З. до 11-12 "С на Ю. и Ю.-В. Летом темп-pa изменяется от 17 °С на С. до 26 °С на Ю. При этом вост. часть моря на 2-3 °С теплее западной. Солёность на В. 34,1-34,8°/оо, на 3. 33,7-33,9°/о,, на С. в отд. р-нах уменьшается до 27,5°/оо. Плотность воды (в г/см3) зимой 1,0270 на С., 1,0255 на Ю., летом соответственно 1,0253 и 1,0215.

Лёд появляется в ноябре в сев. части моря и закрытых заливах и бухтах зап. побережья и держится до марта - апреля, в бухтах сев. части - до мая; наибольшего распространения плавучие льды достигают в феврале, когда их юж. граница проходит приблизительно от сев.-зап. берега о. Хоккайдо к берегу материка у 42° с. ш.

Волнение в Я. м. преим. слабое; повторяемость волнений силой в 1-3 балла составляет 64% зимой и до 79% летом; силой более 6 баллов соответственно 9-11% и до 3%. Приливы в открытой части моря смешанные, величина их до 0,5 м, в Татарском прол. преим. полусуточные величиной до 2,3 м. Цвет воды от голубого до зеленовато-голубого. Прозрачность более 10 м. Глубинные воды формируются в результате трансформации поверхностных вод при осенне-зимнем охлаждении в сев. части моря и сползают по материковому склону, заполняя все глубины ниже 150-"200 м. Они характеризуются большой однородностью физич. характеристик. Темп-ра глубинных вод зимой 0,1-0,2 °С, летом 0,3-0,5 °С; солёность 34,01-34,15°/00, плотность 1,0273-1,0274 г/см3. Характерная особенность вод Я. м.- высоксе относит, содержание растворённого кислорода по всей их толще (на поверхности моря ок. 95%, на глуб. 3000 м ок. 70%). А. М. Муромцев.

Растительный и животный мир. В Я. м. обитают более 800 видов растений и более 3,5 тыс. видов животных, в т. ч. более 900 - ракообразных, ок. 1000 - рыб, 26 видов млекопитающих. Прибрежные р-ны характеризуются высокой продуктивностью (биомасса до неск. кг/л2). Из донных растений наиболее распространены зостера и филлоспадикс, бурые водоросли (ламинариевые, фукусовые, саргассовые и др.), красные (анфельция и др.). Среди ценных животных: ракообразные - креветки и крабы, моллюски - устрицы, гребешки, мидии, каракатицы, кальмары и др.; из иглокожих - трепанги, из рыб - камбала, сельдь, сайра, треска, минтай, скумбрия, корюшка и др. Из-за сравнит, мелководности проливов, соединяющих Я. м. с океаном, настоящей океанич. глубоководной фауны в нём нет; глубины заселены вторичноглубоководными видами местного происхождения. Г. М. Беляев.

В Я. м. ведётся интенсивный мор. промысел (рыба, крабы, трепанги, водоросли и т. д.)- На берегах расположены крупные предприятия рыбной пром-сти. Я. м. имеет большое трансп. значение. Через него проходят пути, связывающие страны, омываемые этим морем, со всеми портами мира; важные пути каботажного судоходства Сов. Союза, связывающие сев. и сев.-вост. р-ны СССР, о-ва Сахалин и Курильские. Гл. порты: Владивосток, Находка, Сов. Гавань, Александровск-Сахалинский, Холмск (СССР), Ниигата, Цуруга, Майдзуру (Япония), Вонсан, Хыннам, Чхонджин (КНДР).

История исследования. Изучение Я. м. в России началось (отрядами Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции 1733-43) определением геогр. положения о-вов Японии и Сахалина и частичной съёмкой их берегов. В 1806 съёмка вост. берега Я. м. была выполнена экспедицией И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского во время их кругосветного плавания (1803-06). Важное значение имело открытие в 1849 Г. И. Невельским пролива между материком и о. Сахалин; в это же время он выполнил географич. съёмку Амурского лимана и сев. части Татарского прол. С 1880 начала работу постоянная Гидрографич. экспедиция, обеспечившая составление точных навигационных карт. Одновременно с гидрографич. работами велись наблюдения над темп-рой воды и поверхностными течениями. Эти материалы были обобщены в 1874 Л. И. Шренком в работе "О течениях Охотского, Японского и смежных с ними морей". Начало глубоководным наблюдениям положено С. О. Макаровым, к-рый во время экспедиции на корвете "Витязь" (1886-89) впервые указал на циклональный характер циркуляции поверхностных вод. Почти одновременно началось изучение биологии Я. м.: В. К. Бражников (1899- 1902), П. Ю. Шмидт (1903-04) и др. В 20-е гг. в исследовании Я. м. приняли участие Мор. обсерватория, Гос. гидрологич. ин-т, Тихоокеанская биол. станция (в дальнейшем - ин-т ТИНРО). В 30-е гг. для систематич. наблюдений были установлены стандартные разрезы для повторных ежемесячных гидрологич. наблюдений. В конце 40-х гг. и в последующие годы стандартными разрезами было покрыто практически всё Я. м. В это время к изучению Я. м. присоединились Тихоокеанское отделение Ин-та океанологии АН СССР (впоследствии - Тихоокеанский океанологич. ин-т) и Дальневосточный н.-и. гидрометеорологич. ин-т, а в кон. 60-х гг.-Ин-т биологии моря. С 1915 к изучению Я. м. приступили япон. н.-и. учреждения, но систематические исследования они организовали только в сер. 20-х гг., а гл. обр. в 30-е гг.: экспедиции на судах "Сюмпу-Mapv" (1928-38), "Синтоку-Мару" (1930-39) и др. После 1947 наблюдения ведутся гл. обр. на стандартных разрезах.

Лит.: И с т о ш и н Ю. В., Японское море, М., 1959; Л е о н о в А. К., Региональная океанография, ч. 1, Л., 1960; Основные черты геологии и гидрологии Японского моря, М., 1961; Е с а к о в В. А., Плахотник А. Ф., Алексеев А. И., Русские океанические и морские исследования в XIX - начале XX в., М., 1964; Василькевский Н. П. [и др.], Японское море - реликт океана, "Тр. Сахалинского комплекс" ного н.-и. ин-та", 1972, в. 33; М е л а н х ол и н а Е. Н., К о в ы л и н В. М., Тектоническое строение Японского моря, "Геотектоника", 1976, 4; Животные и растения залива Петра Великого, Л., 1976. А.М.Муромцев.

ЯПОНСКОЕ ПИСЬМО, система письма, состоящая из иероглифов (до 15 тыс.), обозначающих морфему или ряд синонимичных морфем (япон. или заимствованных из кит.), и двух графич. вариантов слоговой азбуки (по 47 слоговых букв): хираганы - для записи служебных морфем, звукоподражат. слов и катаканы - для записи новых заимствований. Я. п. сочетает, т. о., идеографич. и фонетич. принципы. Иероглифы заимствовались из Китая в 6-7 вв. (единичные скомпонованы в Японии). Сначала писали по-китайски, потом стали обозначать япон. порядок слов и служебные морфемы; сакральные слова, стихи стали писать иероглифами, игравшими роль слоговых букв. Каждый слог мог записываться любым из 5-20 омонимичных знаков. К 12 в. остались более простые усечённые слоговые знаки (катакана) и скорописные округлые (хирагана). Возобладало смешанное письмо.

В 1946 число иероглифов в общей печати сокращено до 1800, начертание 700 упрощено, рекомендовано писать буквами слова, писавшиеся отменёнными знаками, правописание приближено к произношению: буквы ВЙ и ВЭ заменены на И и Э, А-У - на О-У (для б), Э-У - на Ё-У и т. п. Пишут без пробелов сверху вниз и справа налево. Иногда тексты печатаются слева направо. Латиница мало распространена.

Лит.: Фельдман-Конрад Н. И., Японско-русский учебный словарь иероглифов, 2 изд., М., 1977; Сыромятников Н. А., Древнеяпонский язык, М., 1972. Н. А. Сыромятников.

ЯПОНЦЫ, нация, осн. (более 99%) население Японии (общая числ. в 1975 - 110 млн. чел.). За пределами Японии Я. (по данным на 1970) живут в США (св. 590 тыс. чел.), преим. в шт. Гавайи; Бразилии (ок. 600 тыс. чел.) и др. странах Лат. Америки; Канаде. Говорят на японском языке. Распространённая в Японии религия - буддизм в форме махаяны, представленной множеством сект. Его исповедание совмещается с одноврем. приверженностью к синтоизму. Менее распространены созданные на этой же основе синкретич. т. н. "новые религии", ещё менее - христианство. В совр. Японии до половины населения - практически неверующие. Унаследованные от средневековья локальные различия Я. ныне всё более сглаживаются. Этнографич. специфику сохраняют лишь жители нек-рых мелких о-вов и архипелага Рюкю (рюкюсцы). Я. сформировались как группа племён в сер. 1-го тыс. до н. э. в результате переселения группы носителей энеолитич. Яёи культуры с Ю. Корейского п-ова на Японские о-ва, населённые до этого айнскими и частично малайско-полинвзийскими племенами. В процессе смешения пришельцев с более древним населением возобладал язык первых, воспринявший, однако, элементы малайско-полинезийского субстрата. К 4 в. н. э. сложением первого общеяпонского гос-ва (царство Ямато) завершилась консолидация древнеяпон. племён в народность, к-рая развивалась, испытывая влияние более древних и развитых цивилизаций азиат, материка (Китай, Корея, Индия). В дальнейшем, в силу изолированного положения, япон. народность прошла своеобразный, отличный от народов материковой Азии, путь развития, близкий к типу развития европ. феодализма. В нач. 19 в. в Японии возникли элементы бурж. отношений. Вскоре после бурж. революции 1867-68 Я. выступают уже как бурж. нация. После 2-й мировой войны 1939-45 в образе жизни и в бытовой культуре Я. произошли крупные сдвиги в направлении сближения с совр. европ. культурой. Об истории, х-ве и культуре Я. см. также в ст. Япония.

Лит.: Народы Восточной Азии, М.- Л., 1965; Федоренко Н. Т., Японские записки, М., 1966; Арутюнов С. А., Современный быт японцев, М., 1968; Современная Япония. Справочник, М., 1968.

С. А. Арутюнов.

ЯПУРА (Yapura), река в Юж. Америке. См. Жапура.

ЯР (тюрк.), обрывистый крутой и высокий берег реки. В Сев. полушарии чаще приурочены к правым берегам рек.

ЯР, посёлок гор. типа, центр Ярского р-на Удмуртской АССР. Узел ж.-д. линий на Киров, Пермь, Лесную. Льнозавод, кирпичный з-д. Предприятия пищ. промышленности.

ЯРАНГА (чукотск.), переносное жилище кочевых чукчей, коряков, нек-рых групп эвенов и юкагиров. Я.- круглая в плане, состоит из дерев, каркаса с конич. куполом из шестов, покрывается оленьими шкурами. Внутри кубич. полог из оленьих шкур - жилое помещение, отапливаемое и освещаемое жировой лампой; вне полога - кладовая. Я. сохраняется в быту оленеводческих бригад.