БОЛЬШАЯ  СОВЕТСКАЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
В ЭНЦИКЛОПЕДИИ СОДЕРЖИТСЯ БОЛЕЕ 100000 ТЕРМИНОВ

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



СТИЛИЗАЦИЯ-СТИРАКС

СТИЛИЗАЦИЯ (франц. stylisation, от style - стиль) в литературе и искусстве, целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определённой эстетич. и идеологич. позиции в новом художеств, контексте. Применительно к С. в лит-ре сов. исследователь M. M. Бахтин писал, что "...стилизатору важна совокупность приёмов чужой речи именно как выражение особой точки зрения" ("Проблемы поэтики Достоевского", 3 изд., 1972, с. 324). Содержательность С. зависит от функции, в к-рой чужой стиль используется в произведении. С. может служить одним из средств для изображения атмосферы и психологии к.-л. эпохи прошлого (историч. роман), воспроизведения "местного колорита" или выражения нар. сознания (фольклорная С. у романтиков, в сказках А. С. Пушкина) и т. д. Объектом С. оказываются обычно стилевые системы, удалённые во времени и в пространстве, притом не столько индивидуальные стили, сколько обобщённо воспринимаемые стили целых эпох и нац. культур. Нужно отличать С. от подражания, традиционализма, восприятия наследия как всеобщей нормы, к-рые возникают в те периоды развития иск-ва, когда оно испытывает потребность в авторитетной системе ранее выработанных эстетич. и идеологич. оценок (напр., классицизм). Широкое распространение С. совпадает с возникновением историзма (в предромантич. и романтич. эстетике). В кризисные эпохи С. бывает связана с бегством от современности или от собств. сложности (напр., обращение к "наивным" внеэстетич. формам восприятия мира - примитивизм). Лит. С. родственна таким явлениям, какскоз (имитация речевой манеры персонажа) и пародия (иронич. переосмысление чужого стиля).

С. как намеренное использование в новых целях стилистич. особенностей иск-ва к.-л. историч. эпохи или нар. творчества возникает в пластических иск-вах, музыке, театре, кино вместе со стремлением освоить и поставить себе на службу элементы б. или м. отдалённых культур. С. часто была способом ухода в вымышленный, идеализированный мир прошлого или признаком неудовлетворённости обычным, общепринятым, недовольства традиционными идеологич. и художеств, нормами. С. бывает связана со свободным истолкованием содержания и стиля иск-ва, послужившего прототипом: таковы, напр., С. др.-рус. архитектуры в предреволюц. постройках А. В. Щусева и В. А. Покровского, С. изысканного иск-ва 17 -18 вв. в живописи и графике A. H. Бенуа, К. А. Сомова, С. Ю. Cyдейкина, в балете "Павильон Армиды" H. H. Черепнина либо, напротив, обращение к "грубому", "варварскому" началу, к фольклорной стихии в картинах M. Ф. Ларионова, "Скифской сюите" С. С. Прокофьева, балете "Петрушка" И. Ф. Стравинского. Иногда обращение к 'прошлому оказывается органичным обновлением образной системы ("Классическая симфония" С. С. Прокофьева, "Одиссей и Навзикая" В. А. Серова); во многих случаях С. является важным приёмом книжной графики, театрально-декорационного иск-ва, мультипликац. кино и т. д., помогающим воссоздать атмосферу др. стран и эпох, фольклора разных народов. Декоративно-прикладное иск-во часто обращается к С. старинных или экзотич. образцов мебели, фарфора.

Особую роль сыграла С. в театр, режиссуре нач. 20 в.: она часто использовалась здесь как средство преодолеть бесстильность и обыденность бурж. театра, приобщиться к яркому стилевому единству и органич. "театральности" нар. и старинного театра (балаган и комедия дель арте с их импровизационностью, староиспанский и шекспировский театр и др.). Это приводило, однако, к эстетизации приёма, к созданию статичных масок и утрате жизненной основы стилизуемых театр, систем и побудило режиссёров (В. Э. Мейерхольд в России, Ж. Копо, Ш. Дюллен во Франции) к преодолению прямой С. и к поискам путей жизненно полнокровного творческого освоения наследия.

Лит.: Эйхенбаум Б., Литература, Л., 1927; Долинин К. А., Принципы стилизации в творчестве Анатоля Франса, "Учёные записки ЛГПИ им. Герцена", 1958, т. 127; T р о и ц к и и В. Ю., Стилизация, в художественной промышленности Северной Норвегии Торнхейм.
 

К ст. Стекло. 1. Ваза. Непрозрачное стекло. 16-14 вв. до R. э. Древний Египет. Британский музей. Лондон. 2. Чаша. Сине-фиолетовое стекло. 11-12 вв. Византия. Сокровищница собора Сан-Марко. Венеция. 3. Амфора. Голубое стекло с наплавленным белым декором. 1 в. Древний Рим. Музей искусства. Толидо (шт. Огайо, США). 4. Флакон. Филигрань. Сер. 16 в. Венеция. Эрмитаж. Ленинград. 5. Ваза для фруктов и салата. Хрусталь, алмазное гранение. Кон. 18 в. Англия или Ирландия Музей Виктории и Альберта. Лондон. 6. Ремер. Гравировка. 1621. Голландия. Государственный музей (Рейксмюсеум). Амстердам. 7. Ваза. Авторы проекта А. Кюне и Йозеф фон Сторк, гравировка К П и ч. 1875. Богемия. Собрание И и Л. Л обмер. Вена. 8. К. Д о р ш Бокал с крышкой. Бесцветное стекло, гравировка. 1712. Нюрнберг. Музей Кестнера. Ганновер. 9. Ф. 3 е м е к. Ваза. Гутное стекло. 1958. ЧССР. 10. Л К. T и фф а н и. Ваза. 1895. США. Музей
 
 

К ст. Стекло. Стекло России:1. Бутыль с росписью эмалевыми красками. Нач. 18 в. 2. Бутыль "Медведь". Гутное стекло. Кон. 17 - нач. 18 BB Украина З.Кубок Гравировка. 1-я четв. 18 в. Завод в Ямбурге. 4. Штоф. Гравировка. 1727-30-е гг. Завод в Ямбурге Эрмитаж. Ленинград. 5. Рюмки. Хрусталь. Сер. 19 в. Завод M. Ф. Орлова, в. Кухля. Зеленое стекло. 1730. 7. Мастер А. П. Вершинин. Стакан с двойными стенками. Нач. 19 в. Завод Бахметевых. 8. Тарелка. Гранение, гравировка по оригиналу Ф. П. Толстого. 2-я четв. 19 в 9. Ваза из двухслойного стекла (рубинового стекла и бесцветного хрусталя) и золочёной бронзы; алмазная грань. 1-я пол. 19 в. 10. Рюмочка, графин, бокал. Цветное стекло с росписью золотом. 1780. (8 - 10 - Императорский стекольный завод, Петербург; 1-2, 6-7 - Исторический музей, Москва; 3, 8-10 - Русский музей, Ленинград.)

К ст. Стекло. Советское стекло: 1. Б. Л. Смирнов. Прибор для вина. Хрусталь. 1961. 2. E. M. Щапова. Комплект для вина "Нектар". Бесцветное стекло, роспись золотом и люстровыми красками. Нач. 1970-х гг. Завод "Красный май". 3. A. M. Остроумов. Декоративные вазы "Аметист" и "Сатурн". Хрусталь. 1963. 4. В. В. К о р н е е в. Декоративный бокал "Русалка". Хрусталь, гравировка. Гусевской хрустальный завод. 5. E. В. Я н о в с к а я. Прибор для компота. Стекло с воздушными пузырьками. 1960. б. Г. А. Антонова. Ансамбль декоративных ваз. 1968. 7. Б. A. E р ём и н. Ваза для цветов. Техника кракле. 8. В. А. Филатов. Десертный набор "Кружево мая". Хрусталь, алмазная грань, гравировка. 1971. 9. В. И. Мухина. Сидящая девушка. Моделированная скульптура. 1950-е гг. 10. Л. О. Ю р г е н. Декоративная ваза. Техника "путаная нить", гутенская работа мастера Б. A. Epёмина. 11. А. А. А с т в а ц а т у р ь я н. Ваза "Полёт". Цветной и бесцветный хрусталь, широкая грань. 1972. (1, 3, 5, 7, 9-11 - Ленинградский завод художественного стекла.)

К ст. Стенные росписи. 1. "Музыканты". Ок. 470 до в. э. T. н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне - в Национальном музее в Тарквинии 2. "Акробаты с быком". 16 в до н. э Кносский дворец. Ныне - в Археологическом музее в Ираклионе. (Крит). 3. "Летящий Индра" Кон. 5 в. н. э. Пещерный храм № 17. Аджанта (Индия) 4. "Снятие со креста". Кон. 12 в. Крипта собора. Аквилея (Италия). 5. "Музыкантши". 15 в. до н. э. Гробница Нахта. Фивы. б. Джотто. "Возвращение Иоакима к пастухам". 1304 - 06 Капелла дель Арена. Падуя. 7. "Ангелы". 12 в. Дмитриевский собор. Владимир

8. Микеланджело Буонарроти. "Сотворение светил". 1508-12. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан.

9. Мантенья. "Встреча Лудовико Гонзага с кардиналом Франческо Гонзага". 1474. ",Камера дельи Спози" в замке

Сан-Джорджо. Милан.

К ст. Стенные росписи. 1. Рафаэль. "Диспута" ("Спор о причастии") 1509-11. Станца делла Сеньятура. Ватикан. 2. Гверчино. "Аврора". 1621. Плафон казино виллы Лудовиэи. Рим. 3. Д ж. Б. T ь е п о л о. "Антоний и Клеопатра". Ок. 1750. Палаццо Лабиа. Венеция. 4. Д. С и к е и р о с. "Освобождение Мексики". 1941-42. Школа "Мексика". Чильян (Чили). 5. Ф. X о д л е р. "Выступление йенских студентов в 1813". 1908-09. Университет. Йена. в. X. Эрни. "Эйнштейн". 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария). 7. Ф. Гойя. "Чудо св. Антония". 1798. Купол церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Мадрид. 8. В. А. Фаворский. "Детский сад". 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва. 9. E. E. Лансере. "Строительство Москвы". 1933-34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала,

Москва.

К ст. Стейвлен T. 1. "Радости лета". 2. "Без копейки". 3. "Хорошее общество (У мусорного ящика)". 4. "Освободительница". 1903. 5. "Выход из тюрьмы". 1915. в. "Рассыльная под дождем". Цветной офорт. 1898. 7. "Улица". Плакат издательства Ш. Верно. Цветная литография. 1896. 8. "Кошки". Цветная литография. (1-5 - литография; 1-3, 8 - 1894.)
 

К ст. Стокгольм. 1. Дворец Оксеншерна 1650. Архитектор Ж де Ла Балле 2. Королевский дворец. 1697-1760. Архитекторы H. Тессин Младший и др. 3. Северный музей 1887-1907. Архитектор И Г. Класон 4. Ратуша. 1911-23. Архитектор P. Эстберг. 5. "Миллесгорден" (музей скульптора К. Миллеса). 6. Научно-исследовательский комплекс Веннер-Грен-Сентер. 1959-61. Архитекторы С. Линдстрём, А. Бюден. 7. Торговый центр в районе Бреденг. 8. Квартал Грёндаль. 1944-46. Архитекторы С. Бакстрём, Л. Рейниус. 9. Район Веллингбю. 1953-66. Архитектор С. Маркелиус.
 

К ст. Стокгольм. 1. Стокгольм. Вид центральной части города. На переднем плане - Старый город; на заднем плане - оз. Меларен. 2. Район Шлюссен. 3. Концертный зал на площади Хёторгет. 4. Улица Кунгсгатан. 5. Город-спутник Фарста. 6. Дворец Дротнингхольм близ Стокгольма.

сб.: Слово и образ, M., 1964; M ей е рхольд В. Э., О театре, в его кн.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, 1891 - 1917, M., 1968. С. M. Александров (лит-ра), T. M. Родина (театр), A. M. Кантор,
 

СТИЛИЗАЦИЯ в изобразительных искусствах, декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений. С.- закономерный метод ритмич. организации целого в декоративном искусстве, где особенно важно подчинение каждого изобразительного элемента общему ансамблю. Наиболее характерна С. для орнамента, в к-ром благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В истории дизайна важную роль сыграла С. объёмной формы (напр., "обтекаемые" формы пром. изделий 1930-40-х гг.). В станковое искусство С. вносит черты декоративности.
 

СТИЛИСТИКА, раздел языкознания, в к-ром изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах обществ, жизни. Предметом С. является язык в широком смысле слова (включая и речь как форму существования языка), но от др. областей языкознания С. отличает особая точка зрения на этот предмет, к-рая определяется её обращённостью к проблеме "язык и общество", к вопросам социолингвистики. С. исследует способы выражения той дополнит, (стилистич.) информации, которая сопутствует осн. предметному содержанию речи. В связи с этим одним из главных объектов С. признаётся система синонимич. средств и возможностей языка на всех его уровнях. С. изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка. Этими вопросами занимается историческая С., к-рая стремится установить не только изменение того или иного стиля или стилистич. окраски элементов языка, но прежде всего историю самой стилистич. системы, становление, формирование и развитие стилевых разновидностей языка, историю их взаимодействия. С. отличает свой принцип группировки языкового материала, к-рый может не совпадать с делением на лексику, фразеологию, морфологию, синтаксис. Разумеется, в С. могут изучаться и описываться стилистич. свойства отд. уровней языка, но при этом исследователь имеет в виду стилистич. систему языка в целом. С. совр. лит. языка занимается не столько определением стилистич. свойств языкового материала, поскольку они воспринимаются носителями лит. языка непосредственно, интуитивно, без спец. анализа текстов или высказываний, сколько исследованием совокупности стилистически окрашенных элементов разных стилей языка, выявлением норм построения текстов из этого материала. При стилистическом изучении предшествующих этапов развития языка исследование идёт от анализа текстов, их состава и строения - к определению стилистич. свойств языковых явлений. При этом возрастает роль статистич. приёмов изучения текстов.

Особый раздел С. составляет С.х удожественной лит-ры (художеств, речи). Её специфика определяется своеобразием самого объекта. Поскольку язык лит-ры, став явлением иск-ва, не перестаёт быть языком в обычном смысле этого слова, а художеств, функции фактов языка в лит-ре определяются, в частности, их стилистич. свойствами, то естественно, что С. художеств, речи остаётся в пределах С. языка как лингвистич. дисциплины, использует те же понятия и категории, однако не ограничивается ими при выявлении эстетич. функции языка в лит-ре. С. художеств, лит-ры выясняет способы художеств, применения языка, совмещения в нём эстетич. и коммуникативной функций, и как язык становится в лит-ре произведением иск-ва. Выявляются особенности художеств, текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистич. пластов языка в художеств, речи, принципы отбора языковых средств, их трансформации в художеств, лит-ре, способы актуализации таких сторон языка, к-рые в практич. речи не существенны, и т. д. Одной из задач ист. С. в этом плане является анализ отношения языка художеств, лит-ры к общелит. и народно-разг. языку на разных этапах развития языка и лит-ры. Это даёт возможность наметить связи между историей лит. языка и историей лит-ры, дополнить собственно языковыми характеристиками такие понятия, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В то же время С. художеств, речи стремится выявить эстетич. функцию языкового материала в конкретной художеств, системе, в его связях с др. элементами этой системы. Поэтому в С. художеств, лит-ры важнейшим предметом исследования становится язык писателя и отд. художеств, произведения, т. е. на первый план выдвигается проблема индивидуального стиля. С. художеств. речи граничит с поэтикой. Это соприкосновение намечает границы лингво-стили-стич. анализа; они обусловлены тем, что в понятие художеств, стиля лит. произведения входят, по выражению В. M. Жирмунского, не только языковые средства (составляющие предмет С. в точном смысле), но также темы, образы, композиция произведения, его художеств, содержание, воплощённое словесными средствами, но не исчерпывающееся словами. В то же время и не все языковые особенности произведения оказываются предметом С. Так, к области поэтики относится изучение ритма поэтич. текста, звуковой инструментовки стиха.

Практическая С. является прикладной дисциплиной, заключающей в себе стилистич. рекомендации в соответствии с требованиями культуры речи.

Элементы С. как науки заложены уже в античных теориях языка, традиции к-рых были восприняты ср.-век. филологией; эти традиции отразились и в рус. риториках 17 - нач. 19 вв. Выдающуюся роль в истории С. рус. языка 18 в. сыграли работы M. В. Ломоносова, а в 19 в. труды А. А. Потебни и A. H. Веселовского. Как самостоят, науч. дисциплина С. оформилась в кон. 19 - нач. 20 вв., в частности в трудах III. Бал-ли, разработавшего учение о выразительных средствах языка (в эмоциональном, социальном и индивидуальном планах) как гл. предмете С. Проблемы С. в связи с вопросом о поэтич. речи активно разрабатывались в рус. науке 10-20-х гг.

Большую роль в развитии С., в разработке социология, и историко-лит. изучения языковых стилей сыграли труды В. M. Жирмунского, В. В. Виноградова (в частности, его попытки отграничить С. от поэтики, а внутри С. разграничить разные её разделы: С. языка, С. речи, С. художеств, лит-ры). Заметное место в истории рус. С. занимают труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, Л. А. Булаховского, Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского и др. В С. как наиболее дискуссионные выдвигаются вопросы о природе стилистич. значения, принципах описания функциональных стилей языка, месте языка художеств, лит-ры в стилистич. системе лит. языка и принципах его изучения, проблема индивидуального стиля, роль статистич. методов и др.

Лит.: Волошинов В. H., Марксизм и философия языка, Л., 1929; Винокур Г. О., Культура языка, 2 изд., M., 1929; его же, Избр. работы по русскому языку, M., 1959; Виноградов В. В., Итоги обсуждения вопросов стилистики, "Вопросы языкознания", 1955, № 1; е г о же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, M., 1963; его ж е, О теории художественной речи, M., 1971; Б а л л п Ш-, Французская стилистика, пер. с франц., M., 1961; К о с е р и у Э., Синхрония, диахрония и история, в кн.: Новое в лингвистике, в. 3, M., 1963; Ш м е л ё в Д. H., Слово и образ, M., 1964; Гельгардт P. Р., Избр. статьи, Калинин, 1967; Кожина M. H., К основаниям функциональной стилистики, Пермь, 1968; Ефимов А. И., Стилистика русского языка, M., 1969; Фёдоров А. В., Очерки общей и сопоставительной стилистики. M , 1971; Вопросы стилистики, в. 1 - 10, Саратов, 1962 - 75; Вопросы языка современной русской литературы, M., 1971; Стилистические исследования, M., 1972; Розенталь Д. Э., Практическая стилистика русского языка, 3 изд., M., 1974; Вопросы статистической стилистики, v K., 1974; Mukarovsky J., Kapitoly z ceske poetyky, dl 1 - 3, Praha, 1948; G u i r a u d P., La stylistique, 3 ed., P., 1961; Style in language, ed. by Thomas A. Sebeok, N. Y.- L., 1960; Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz., 1961; Se idler H., Allgemeine Stilistik, Gott., 1963; Havranek B., Studie о spisovnem jazyce, Praha, 1963. См. также лит. при статьях Позтика, Стиль.
 

СТИЛИХОН (Stilicho) Флавий (ок. 360-408), римский полководец и гос. деятель. Вандал. Выдвинулся на воен. и дипломатич. службе при имп. Феодосии I. После смерти Феодосия I (395) С., назначенный опекуном малолетнего имп. Гонорня, фактически стал правителем зап. части империи. Вёл успешную борьбу с варварами в Британии, на Рейне и Дунае. В 402 дважды- при Полленции и Вероне - одержал победу над Аларихом I; в 406 при Фьезоле-над варварскими племенами, к-рые возглавлял Радагайс. Был убит по приказу Гонория в результате придворных интриг.
 

СТИЛЛЕР (Stiller) Мориц (17.7.1883, Хельсинки,-8.11.1928, Стокгольм), шведский кинорежиссёр, актёр и сценарист. В 1899-1909 работал в театрах Финляндии, в 1910-12 возглавлял экспериментальный "Лилла-театр" в Стокгольме. С 1912 работал в кино. Лучшие фильмы С.: экранизации романов С. Лагерлёф - "Деньги господина Арне" (1919), "Сага о Гюннаре Хеде" (1922). "Сага о Йесте Берлинге" (1-2-я сер., 1923- 1924) и Ё. Линнанкоски - "Песнь о багрово-красном цветке" (1918). Для С. характерно мастерство глубоко реалистич. раскрытия и индивидуализации характеров. Важную роль в его фильмах играет атмосфера действия, природа, становящаяся своеобразным участником кинодрамы, одним из активных элементов повествования. Ставил также лёгкие комедии, в к-рых сочетал приёмы "комедии положений" с тонкой разработкой психологии персонажей. Наряду с В. Шёстрёмом С.- ведущий режиссёр т. н. швед, классич. киношколы. В 1925- 1928 работал в Голливуде, где поставил неск. фильмов, имевших успех, но уступавших по глубине и мастерству кинокартинам, осуществлённым в Швеции.

Лит.: С а д у л ь Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 3, M., 1961; W е гп е тG., Mauritz Stiller och haus filmer, Stockh., 1969. Н.П.Абрамов.

СТИЛОБАТ (греч. stylobat.es) в античной архитектуре, верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) др.-греч. храма, на к-рой сооружалась колоннада. Иногда С. называют всю верхнюю ступень стереобата.

СТИЛОДИЙ (Stylodium), часть плодолистика в цветке покрытосеменных растений между завязью и рыльцем. В апокарпном гинецее, в к-ром плодолистики не срослись и каждый образует самостоят. пестик, число С. соответствует числу плодолистиков (у лютика - много, у бобовых - 1). В ценокарпном гинецее, в к-ром плодолистики срастаются только в области завязи, встречаются 2 и более С. (гвоздичные и др.). При срастании плодолистиков выше завязи вместо неск. С. образуется один столбик. Функции С. те же, что и столбика.

СТИЛОЛИТ (от греч. stylos - столб и Hthos - камень), вид строения осадочных горных пород, представленный шиловидными или столбчатыми выступами поверхности одной части пласта или фрагмента горной породы, проникающими в выемки на поверхности другой; в поперечном сечении - цилиндрич. зубчатый шов. Макс, размеры столбиков С. достигают 1 M', их бока покрыты штриховкой, параллельной длинной оси, а вдоль плоскости шва образуется глинистая примазка. С. часто переходят в сутуры - зигзагообразные швы с конич. зубцами. Встречаются в известняках, реже в доломитах, углях, аргиллитах, кварцитах, гипсах и др. осадочных образованиях.

Лит.: Холодов В. H., К вопросу о происхождении сутуро-стилолитовых швов, "Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1955, № 2; Б у ш и н с к и и Г. И., О стилолитах, "Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1961, № 8.
 

СТИЛТЬЕС (Stieltjes) Томас Иоаннес (29.12.1856, Зволле, Оверэйсел,-31.12. 1894, Тулуза, Франция), нидерландский математик. Окончил политехнич. школу в Делфте, работал на Лейденской обсерватории (1877-83); с 1886 преподаватель, затем проф. ун-та в Тулузе. Чл.-корр. Петерб. АН (1894). Основные работы С. посвящены теории функциональных непрерывных дробей, проблеме моментов, теории ортогональных многочленов, приближённому интегрированию и др. вопросам классич. анализа. С. пришёл к обобщению понятия интеграла - т. н. интегралу Стилтьеса (см. Интеграл).

Соч.: Quelques_ recherches sur Ia theorie des quadratures dites mecaniques, "Annales scientifiques de 1'Ecole Normale Superieure", 1884, t. 1, p. 409-26; Correspondance d'Hermite et de Stieltes, t. 1, P., 1905; в рус. пер.- Исследования о непрерывных дробях, Хар.- К., 1936.
 

СТИЛТЬЕСА ИНТЕГРАЛ, обобщение определённого интеграла, предложенное в 1894 T. Стилтъесом и состоящее в том, что вместо предела обычных интегральных сумм $\Sigma$f($\xi$i) i - xi-1) рассматривается предел сумм $\Sigma$f($\xi$i)[$\varphi$(x1) - $\varphi$(xi-1)], где "интегрирующая функция" $\varphi$(x) есть функция с ограниченным изменением (см. Изменение функции). Если $\varphi$(x) дифференцируема, то С. и. выражается через обычный интеграл:
2437-1.jpg

в предположении, что последний существует.
 

 СТИЛЬ (Stil) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, деп. Нор), французский писатель, публицист. Чл. Франц. коммунистич. партии (ФКП) с 1942. Окончил ун-т в Лилле. Лиценциат лит-ры и философии. Участвовал в Движении Сопротивления. В 1945- 1949 парт, работник, журналист. В 1950- 1959 гл. редактор газ. "Юманите" ("L'Humanite"), затем её лит. обозреватель. С. избирался кандидатом в члены и членом ЦК ФКП (1950-69).

В первых сб-ках рассказов - "Слово „шахтёр", товарищи" (1949), "„Сена" вышла в море" (1950, рус. пер. 1951) С. отразил обстановку во Франции после 2-й мировой войны 1939-45, сплочённые действия трудящихся в защиту своих прав, против колон, войны в Индокитае. В трилогии "Первый удар" (1951-53, рус. пер. 1952-54; Гос. пр. СССР, 1952, за 1-ю часть) описал патриотич. борьбу французов против создания в стране амер. воен. баз, движение в защиту мира. В 1952 вышла лит.-критическая книга С. "К социалистическому реализму". Последующие произведения составляют цикл "Поставлен вопрос о счастье"; в них отражены различные аспекты современной жизни: несправедливая война в Алжире и перестройка в сознании молодых французов, преодоление чувства нац. розни (романы "Мы будем любить друг друга завтра", 1957, рус. пер. 1959; "Обвал", 1960, рус. пер. 1961; "Последние четверть часа", 1962, рус. пер. 1967), духовное формирование молодого человека в рабочей среде ("Пойдём танцевать, Виолина", 1964, рус. пер. 1973), отчуждение, разделяющее инженера и рабочего в условиях капиталистического производства ("Андре", 1965), трудовая честь и сила рабочей солидарности ("Прекрасен как человек", 1968; "Кто?", 1969; сб-ки рассказов "Боль", 1961, рус. пер. 1962; "Вид на небо", 1967; "Цветы по ошибке", 1973, и др.).

Лит.: Балашова T. В., Французский роман 60-х годов, M., 1965; Карлов А., Действительность - основа творчества, "Иностранная литература", 1974, № 6; А. Стиль. Биобиблиографический бюллетень, M., 1952 (ВГБИЛ); Chateauneu R., Andre Stil. Prix Populist 1967, "Europe", 1967, № 458; Wurmser А., La dignite humaine, "Les Lettres francaises", 1968, 11 - 17 avr., p. 10; G i 1 1 e s E., Andre Stil nous parle de "fleurs", "L'Humanite", 1973, 4 sept.

E. Ф. Трущенко.
 

СТИЛЬ (лат. stilus, stylus, от греч. stylos - палка, палочка), инструмент для письма в виде остроконечного стержня из кости или металла, применявшийся в древности и в ср. века. Древние греки и римляне писали С. на деревянных табличках, покрытых воском.

A. Стиль.

При письме воск процарапывался. Написанное стирали тупой верхушкой С., к-рая делалась в виде лопаточки, шара. От назв. этого инструмента возникло отвлечённое понятие "стиль", ещё в древности означавшее лит. слог, а позднее получившее и ряд др. значений.
 

СТИЛЬ влитературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художеств, выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также наз. система признаков, по к-рым такая общность может быть опознана. В ссз. теории С. существуют различные мнения об объёме понятия С.: с ним иногда связывают весь комплекс явлений содержания и формы, но чаще ограничивают его значение структурой образа и художеств, формой. Независимо от этого в теории С. подчёркивается глубокая обусловленность формальных структур социальным и культурно-историч. содержанием иск-ва, его методом (см. Метод художественный), мировоззрением художника. Не менее важно, что эта обусловленность не носит прямого, механич. характера и связана с относит, самостоятельностью развития стиля: стилистич. признаки могли сохраняться и тогда, когда иск-во существенно меняло своё содержание (особенно в таких складывавшихся веками С., как готика, классицизм); С., обладавшие содержат, глубиной в периоды своего подъёма и расцвета (барокко, классицизм), могли выступать антагонистами художественной правды в периоды кризиса и упадка.

Понятие С. имеет как бы несколько уровней. Происходя от стиля - древнего инструмента письма, слово "С." уже в древнем мире стало обозначать лит. слог, индивидуальную манеру. Оно и ныне употребляется для обозначения совокупности художеств, особенностей, присущих творчеству писателя, художника, музыканта и т. д. (напр., стиль Микеланджело, стиль А. С. Пушкина), или даже отд. периоду его деятельности (напр , С. позднего Рембрандта). Понятие С. широко используется и при определении типичных для к.-л. эпохи художеств, направлений или тенденций, обладающих специфич. сочетанием признаков. Как характер и границы, так и наименования таких С. ("стилевых направлений") весьма многообразны ("строгий С." в изобразит, иск-ве др.-греч. классики, "мягкий С." в изобразит, иск-ве поздней готики, "прециозный С." во франц. лит-ре 17 в., "псевдорусский С." в рус. архитектуре 19 в. и т. д.). С. считаются и устойчивые особенности архитектуры и изобразит, иск-ва к.-л. народа, присущие ему в течение длит, времени и в дальнейшем ставшие предметом подражания ("др.-егип. С.", "кит. С." ). Наконец, понятие С. обозначает периоды истории иск-в ("исторические С", напр, романский С., готика, барокко), отличающиеся единством образно-пластич. строя в произведениях различных иск-в. Ист. С. имеют б. ч. не только хронологич., но и терр. границы. Наряду с наиболее изученными европ. С. важное значение имеют С. Азии, Африки и др.

Соотношение между индивидуальными С., стилевыми направлениями и историч. С. складывалось по-разному в различные эпохи. Как правило, в ранние периоды развития иск-ва С. был единым, всеобъемлющим, строго подчинённым господствующим религ.-идеологич. нормам: в пределах общего С. выделяются крупные культурные пласты (официальный, фольклорный и т. д.) и местные школы, но направления и индивидуальности ещё не всегда различимы (редкие примеры - мастера Тутмес в др.-егип. скульптуре, бургундец Жильбер в романской скульптуре). С эпохой Возрождения значение индивидуального С. резко возрастает. Стиль Микеланджело, Тициана, У. Шекспира имеет не меньшее значение, чем С., господствовавший в их эпоху, поскольку высшие проявления С. никак не исчерпываются его общей характеристикой. Вместе с тем каждый новый историч. С. теряет какую-то часть своей всеобщности по сравнению с более ранними С. Первоначальная цельность С. подвергается размыванию, дроблению. Уже С. эпохи эллинизма несравненно более многолик и многосоставен по сравнению с др.-егип. иск-вом или греч. архаикой. Ещё более резкая разница отделяет С. ср. веков от С. нового времени, когда многие крупные мастера (Мольер, И. С. Бах, В. А. Моцарт, У. Хогарт, Ф. Гойя) не могут быть вмещены в рамки какого-либо С. Нарастают и противоречия внутри С. (классицизирующие тенденции в барокко, романтические - в классицизме и т. д.), что усиливает зыбкость, подвижность стилистических границ. В 19 в. яркость индивидуальных С. и стилевых направлений имеет свою оборотную сторону - распад крупных стилистических общностей. Возникающее во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. тяготение к новому синтезу искусств и к формированию на новой основе целостного С. проявляется лишь в ограниченной сфере - в муз. драме P. Вагнера, а также в архитектуре и декоративном иск-ве С. "модерн" и конструктивизма.

Расцвет индивидуальных С., связанный с победами реалистич. иск-ва 19- 20 вв., утвердил множественность стилистич. решений как одну из гл. закономерностей развития художеств, культуры. В свою очередь, модернизм с его обилием разнородных течений внёс хаотичность в стилистическую картину современного иск-ва.

В социалистич. обществе проблемы С. выступают в основном в двух аспектах. Идейное единство и единство метода социалистического реализма сов. иск-ва связаны с многообразием свободно развивающихся художеств. С., что открывает широкие возможности для проявления богатства индивидуальностей и нац. культур. Вместе с тем растёт потребность в художеств, синтезе, в создании стилистически цельной эстетически значимой среды, окружающей человека. Это стимулирует разнообразные поиски единства и в сфере С.

Признаки С. обозначаются по-разному в различные историч. эпохи и в различных иск-вах. Возрождение и классицизм ярко проявили себя во многих иск-вах, но такие С., как барокко и рококо, наглядно и отчётливо обозначены преим. в искусствах пластических. Применительно к последним и была раньше всего выработана общая теория историч. стилей. Такие понятия, как театр барокко или музыка рококо, возникают по аналогии с пластич. иск-вами и не являются общепринятыми. В музыковедении, театроведении теория С., разрабатываемая рядом исследователей, не приобрела (в силу специфики муз. и театр, творчества) столь всеобщего методология, значения, как в изучении пластич. иск-в. Особая специфика у лит. С., т. к. материал лит-ры - слово - уже имеет стилистич. окраску, принадлежа к к.-л. общеязыковому пласту (см. Стиль языка).

При изучении С. пластических искусств центр, место занимает категория историч. С. как этапа истории иск-ва, когда вырабатывается цельная художеств, система, обладающая внутренним (содержательным) и внешним (формальным) единством. В этом смысле говорят о С. др.-греч. архаики и классики, об эллинистич. С., романском и готич. С. в ср. века, о С. ренессанса, барокко, рококо и классицизма в иск-ве нового времени.

До сер. 19 в. категории С., применявшейся в самых различных смыслах, в искусствознании не придавалось принципиального значения. Напр., нем. историк иск-ва И. И. Винкельман называл отд. периоды др.-греч. иск-ва С. по их внешним признакам (строгий С., высокий С., изящный С.). В эстетич. концепциях классицизма проблема С., "стильности" приравнивалась к строгому следованию нормативному идеалу прекрасного. Такому толкованию, культивировавшемуся в 19 в. академизмом, искусствознание, оформлявшееся в качестве отд. науч. дисциплины, противопоставило понимание С. как отд. этапов исторически обусловленной эволюции художеств, культуры. Именно так, опираясь на эстетику Гегеля, трактовал С. нем. учёный К. Шназе. Нем. теоретик Г. Земпер рассматривал генезис С. как результат определённых историч. условий, в первую очередь - материальной практики. Благодаря этому категория С. постепенно стала пониматься как выражение того или иного типа художеств, мышления или видения, а история иск-в начала трактоваться как закономерное чередование или смена С. Искусствоведы швейцарец Г. Вёльфлин и австриец А. Ригль утвердили понятие С. как осн. принцип историч. изучения иск-ва, однако ограниченность их методов приводила к тому, что С. был осмыслен в основном как формальная структура, лишённая отчётливо выраженного идейного содержания. Это привело к схематизации понятия С., что выразилось в многочисленных попытках антиисторич. противопоставления двух или нескольких "основополагающих" С., как ренессанс и барокко у Вёльфлина, тактильный (или гаптический) и оптич. С. у Ригля, конструктивный, деструктивный и декоративный С. у нем. теоретика Э. Кон-Винера. Иногда как реакция на такие теории любые стилистич. определения отрицаются.

Марксистско-ленинское искусствознание усматривает в С. художеств, выражение исторически обусловленного типа эстетич. сознания. В противоположность вульгарному социологизму, видевшему в С. лишь отражение определённой классовой идеологии, совр. сов. искусствознание исходит из понимания С. как широкой и ёмкой историко-художеств. категории, обращая внимание на тот факт, что в одном С. в разное время могут выражаться диаметрально противоположные социально-эстетич. концепции (так, в формах классицизма воплощались как передовые освободительные, так и авторитарно-консервативные идеи). Это, однако, не означает, что С. безразличен к социальному содержанию эпохи. В крупных историч. С. получают выражение кардинальные проблемы времени, по-разному истолкованные и преломлённые в соответствии с обществ, позицией художника. Поэтому марксистско-ленинское искусствознание трактует С. как объективную категорию, выражающуюся в системе формальных признаков, но имеющую глубокие социально-историч. основания. Отрицанию каких бы то ни было типологии, структур оно противопоставляет реальный анализ объективных законов развития художеств, культуры, обретающей в соответствующих условиях отчётливые очертания С. как идейно-художеств. целостности.

Иск-во в своём историч. развитии не всегда кристаллизуется в форме определённого С., обладающего последовательно развитым внутр. содержанием при чётко выявленном и яском формальном построении. Поэтому наиболее правомерно применение понятия историч. С. к тем эпохам и видам иск-ва (архитектура, декоративное иск-во), где систематич. упорядоченность формальных приёмов и средств выразительности оказывается наиболее последовательно выявленной. Стилистич. единство в прошлом (напр., в антич. и ср.-век. иск-ве), как правило, имело одной из предпосылок синтетичность всей художеств, культуры, преобладание тенденций к слиянию различных иск-в в единое целое (напр., ср.-век. собор "вбирал" в свой художеств, организм не только скульптуру, живопись и др. виды пластич. иск-в, но и музыку, лит-ру и театр).

Борьба направлений и развитие творч. индивидуальности, принесшие художеств, культуре 16-20 вв. крупнейшие достижения, последовательно вели к расшатыванию стилистич. общности. Это дало право мн. теоретикам романтизма подвергнуть критике творч. чатомизацик", характерную для культуры бурж. общества и выразившуюся в "бесстилье" иск-ва 19 в., противопоставив этому "бесстилыо" органич. эпохи "большого С.", опирающегося на живую полноту и цельность эстетич. восприятия действительности. На рубеже 19 и 20 вв. поиски новой цельности художеств, сознания во многом были окрашены пафосом "борьбы за С.", что привело к опытам создания стилистич. единства в иск-ве "модерна", а позднее в архитектуре и дизайне конструктивизма, оказавшего сильное воздействие на стилистич. искания в архиг.-художеств, практике 20 в.

Под С. влитературе понимается своеобразие речи художественной отд. произведения, писателя, направления, нац. лит-ры; в широком смысле С.- сквозной принцип построения художеств, формы, сообщающий ощутимую целостность, единый тон и колорит её гл. моментам. В античности слово "С." означало склад речи, совокупность лексико-фразеологич. норм, приличествующих каждому виду риторич. словесности (учение о "трёх С.", модифицированное классицизмом). В 17 в. учение о поэтич. С. оформляется в особую филологич. дисциплину, а в 18 в. термин "С." усваивается филос. эстетикой; Гёте и Гегель связывают понятие С. с художеств, воплощением, "опредмечиванием" существенных начал бытия ("...стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и осязаемых образах" - Гёте И. В., Из моей жизни. Поэзия и правда, Собр. соч., т. 10, M., 1937, с. 401). В кон. 19 - нач. 20 вв. С. становится центр, эстетич. категорией (наряду с Вёльфлином О. Вальцель в Германии)и нередко толкуется весьма расширительно - как художественная "физиономия" культурной эпохи; вместе с тем в литературоведении 20-х гг. имеет место тенденция свести С. к речевому составу произведения, изучаемому средствами лингвистической стилистики. Советское литературоведение первоначально испытало влияние обеих тенденций, однако совр. концепциям С. здесь предшествовала разработка понятия "творческий метод" (см. Метод художественный). К 70-м гг. наиболее широкое признание, по-видимому, завоевало след, воззрение:

1) С. как явление иск-ва следует отграничивать от С. как явления языка, соответственно у лингвистич. стилистики и поэтики разные предметы изучения;

2) С.- категория формы, в то время как метод соотносится с идейно-содержательной стороной художеств, воспроизведения действительности; С.- это эстетич. целостность содержательной формы, системное единство формообразующих принципов (таких, как соотношение объективного и субъективного, мера и характер условности и др.); к формальным компонентам или носителям С. относятся художественная речь, детализация, композиция; 3) взаимосвязь С. и художеств, метода неоднозначна; если одни методы тяготеют к стилевой определённости, даже нормативности, то другие, прежде всего реализм, характеризуются стилевым многообразием.

При историч. изучении лит. С. едва ли не гл. проблему составляют сложные и изменчивые связи между длительной судьбой к.-л. С. и некогда породившим его духовным содержанием. Очевидно, в процессе развития любого С. по мере его усложнения и формализации эти связи опосредуются и ослабляются. Так, "просветительский классицизм" воспользовался стилистическими принципами идеологически уже чуждого ему классицизма 17 в.

С определённой точки зрения мировой лит. процесс можно рассматривать как нарастание стилевой разомкнутости художеств, методов (хотя и непоследовательное, с "качаниями" в обратную сторону). "Большие С." (каноны) органических художеств, эпох прошлого являют фиксированную и неуклонную согласованность общезначимых принципов миропознания и формотворчества (знаковый ритуализм древнего культового иск-ва). Поэтика греч. античности, создавшей собственно художеств, лит-ру в её отдельности от культовой, дидактич. и учёной словесности, если не предписывает, то уже предполагает обладание индивидуальным С. ("слогом") как одну из лит. норм (что соответствует понятию индивидуального характера, впервые оформившемуся в др.-греч. культурном мышлении). Типологически - это явление, промежуточное между каноном и индивидуальными С. в совр. смысле слова, близкое к той мере стилевого разнообразия, какая допускается в рамках новоевроп. дореалистич. течений и направлений.

Так, в процессе обмирщения европ. лит-ры, по прошествии эпохи Возрождения, в к-рую обращение к народно-низовой стилистич. традиции препятствовало кристаллизации норм, ср.-век. канонич. С. оказались вытеснены именно "нормативно-индивидуальными" С. Сильный элемент нормативности сохраняется даже в С. романтизма - сама "неповторимость" романтич. личности оказывается "предписанием", обретающим устойчиво единообразное стилевое выражение. И только в реалистич. иск-ве С. выступает вовне едва приметной канвой, к-рая пробивается из глубины жизнеподобных форм, через разнообразие подробностей, непосредственно довлеющих предмету изображения. Этот "уход" С. внутрь, его непрямая явленность в реализме были связаны с необычайной экстенсивностью реалистич. иск-ва, с энтузиазмом охвата и познания всё новых сфер и "углов" жизни. Поскольку пафос неогранич. познания был неотделим от пафоса личного, релятивного - спорного и оспаривающего - суждения о мире, личная внеканонич. инициатива художника впервые стала важным, не только духовно-творческим, как в романтизме, но и собственно стилеобразующим фактором, и стили реализма осуществились как индивидуальные по преимуществу. Развитие реалистич. романа произвело переворот в системе С. художеств, лит-ры. Могучие центробежные силы в структуре романа (разноголосые сознания персонажей, требующие своего слова и "слога", не поддающиеся полной объективации и ускользающие от диктата авторского С.) потребовали для своего "обуздания" невиданно разнообразных словесно-стилистич. конструкций; романное высказывание становится, по определению рус. учёного M. M. Бахтина, точкой приложения диалогически противоречивых стилеобразующих начал. С. поэзии и драматургии испытали решит, влияние многоголосия и многоязычия романной прозы.

Со 2-й пол. и особенно ближе к кон. 19 в. происходит известное "отвердение" индивидуальных С., возникает впечатление их исчерпывающей завершённости, иллюзия полного совпадения жизненного материала и личного угла зрения художника (поздние Л. H. Толстой и А. П. Чехов, в особенности Г. Флобер, И. А. Бунин). В сложной атмосфере кризиса старого реализма и возникновения противостоящих ему течений декадентства и модернизма великие индивидуальные С. вытесняются субъективными манерами (в гегелевском смысле слова), к-рые, будучи лишены самозабвенного интереса и доверия к жизни и озабочены собств. оригинальностью, вместе с тем претендуют на то, чтобы от имени своей группы или школы предложить "безъязыкой" эпохе единственно подходящий надындивидуальный С. Возрождается (в доктринах символизма, а затем футуризма) архаич. идея особого поэтич. языка, к-рый стал бы языком всенародных торжеств и "действ"; однако на деле каждое течение оказывается плодотворным лишь постольку, поскольку ему случается способствовать завязи одного-двух значит, личных С.

Революц. эпоха с её атмосферой стилистич. брожения, переливающегося за грань личных экспериментов, порождает импульс к мобильности, скрещиванию и непрерывной полемике С. Этот процесс ярко демонстрирует сов. лит-ра 20-х гг., когда, напр., стилистич. принцип монтажа фрагментов, как бы мгновенно выхваченных из океана необъятной действительности, используется не только "авангардистами" (Б. Пильняк), но и осваивается большими художниками (очерки M. Горького, "Двенадцать" А. А. Блока), а стремление лит-ры "схватить" ещё экзотические для неё языковые точки зрения сдвинувшихся со своих мест огромных социальных пластов приводит к расцвету такой периферийной повествоват. формы, как сказ.

Реализм 20 в. ассимилирует и подчиняет своей объективной мере продукты стилистич. "взрыва" переломного времени. В сов. лит-ре на новом социальном материале воссоздаётся эпич. повествование классич. типа, включающее в сферу авторского голоса новое бытовое, этнографич., публицистич. разноязычие (M. А. Шолохов). Реалистич. С. в зап. лит-ре избирательно усваивают нек-рые условные принципы модернистских школ (интеллектуалистич. стилизация у T. Манна, "поток сознания"у Э. Хемингуэя и У. Фолкнера, новые формы повествования от первого лица и пр.). Между тем для совр. модернизма характерен не синкретизм, а крайняя поляризация стилистич. тенденций: предельно завершённые конструкции, "снимающие" неисчерпаемость жизни в отвлечённом построении, противостоят принципиально недоконченным, стремящимся пассивно отразить стихийность и хаотич. фрагментарность бытия. Инерция и ответная ломка С. действуют в нынешней разностильной зап. лит-ре с небывалой прежде силой. Резко своеобразные, но мировоззренчески суженные С. болезненно беззащитны перед их вульгаризацией, модой и пародированием. Попытки преодолеть инерцию, страх перед застоем сопутствуют новым С. с момента их возникновения, возбуждая вокруг них атмосферу беспокойной неустойчивости и временности. В обстановке ускоренных жизненных перемен совр. лит-pa стремится найти и стилистически закрепить новые соотношения между индивидуальным и общезначимым в художеств, познании.

Одна из важных черт стилевого развития прозы - постоянное взаимодействие её с "языком улицы" - разговорной речью. В иные эпохи ориентация на устные речевые формы усиливается. Так, в первые пореволюц. годы особенно остро ощущалась необходимость демократизации языка лит-ры. Стремительно обновлялся не только словарный его состав, но и строй фразы, абзаца. К нач. 30-х гг. значит, часть прозы заговорила на языке, резко отличном от того, к-рый строился на длинном, разветвлённом синтаксич. периоде, на неторопливых, обстоят, описаниях, исходивших от автора, уверенного в добросовестном и длит, внимании своего читателя. Повествование велось в энергичном темпе, резко, без опосредствующих звеньев переходя от предмета к предмету, от впечатления к впечатлению. "Короткая фраза", по-разному явившаяся в прозе самых разных писателей 20-х гг., оказала сильное влияние не только на прозу последующих десятилетий, но и на всю систему письменных жанров - на язык газетного очерка, фельетона, науч. статьи. Лингвисты зафиксировали возвращение к этим формам в лит-ре "после известного перерыва, характеризовавшегося в основном господством „спокойной", „гладкой", „правильной" прозы, в 50-60-е годы...". Новые стилевые тенденции оказались связаны с заметным обновлением самой композиционно-повествоват. формы. Привычная форма рассказа "в третьем лице", прочно устоявшаяся в прозе предшествующего периода, отступила назад. Безличного автора сменил живой, участвующий в действии рассказчик; значит, часть "молодой" прозы заговорила от первого лица. Критика видела в этом "стремление к достоверности", желание молодых прозаиков внушить читателю мысль о своём личном участии в происходящем. Характерной чертой одного из заметных стилевых направлений в прозе последующих лет стало расширение прав диалога, в к-ром зазвучали "новые" слова, и в первую очередь - совр. просторечие (В. M. Шукшин). Однако быстро стал заметным разрыв между этими "новыми" голосами, слышными в диалоге, и оставшейся на старых языковых позициях речью собств. авторской. Сближение этих двух потоков - одна из насущных потребностей совр. стилевого развития.

Лит.: Античные теории языка и стиля, М. -Л., 1936; Гегель Г. В. Ф., Манера, стиль и оригинальность, в его кн.: Эстетика, т. 1, M., 1968; Вельфлин Г., Основные понятия истории искусств, пер. с нем., M.- Л., 1930; Кантор A. M., О стилях, M., 1962; Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков, M., 1966; Schapiro M., Style, в сб.: Anthropology today, Chi., 1953, p. 287 - 312; К г о еber A. L., Style and civilizations, N. Y., 1957; J a h n J., Die Problematik der Kunstgeschichtlichen Stilbegriffe, В., 1966; Finch M., Style in art history, Metuchen, 1974; Иванов Вяч., Манера, лицо и стиль, в его сб.: Борозды и межи, M., 1916; С а к у л и н П. H., Теория литературных стилей, M., 1927; Проблемы литературной формы. Сб. ст., Л., 1928; Вер л и M., Общее литературоведение, пер. с нем., M., 1957; Томашевский Б. В., Стилистика и стихосложение..., Л., 1959; Виноградов В. В., Проблема авторства и теория стилей, M., 1961; Тимофеев Л. И., Советская литература. Метод, стиль, поэтика, M., 1964; Чичерин А. В., Идеи и стиль, M., 1965; Теория литературы..., [кн. 3], M., 1965; Лихачёв Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967; Гусев Вл., К соотношению стиля и метода в словесном творчестве, в сб.: Социалистический реализм и проблемы эстетики, в. 1, M., 1967; Соколов A. H., Теория стиля, M., 1968; Поспелов Г. H., Проблемы литературного стиля, M., 1970; Храпченко M. Б., Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы, M., 1970; Аверинц е в С. С., Греческая "литература·" и ближневосточная "словесность", в си.: Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, M, 1971; Проблемы художественной формы социалистического реализма, т. 1 - 2, M., 1971; Смена литературных стилей..., M., 1974; W а 1 z е 1 О., Gehalt und Gestalt im Kunstwerk des Dichters, Darmstadt, 1957; S е i dler H., Allgemeine Stilistik, 2 Aufl., Gott., 1963; Staiger E., Die Kunst der Interpretation..., Z., 1955; его же, Stilwandel, Z., 1963; WeI lek R. and Warren А., Theory of literature, 3 e_d., N. Y., 1963; W i 1p e r t G. V о n, Sachworterbuch der Literatur, 3 Aufl., Stuttg., 1961 (обзор истории понятия стиль). Г. А. Недошивин (пластич. иск-ва), A. M. Черных и M. О· Чудакова (лит-pa), A. M. Кантор.

СТИЛЬ языка, 1) разновидность языка (стиль язык а), используемая в к.-л. типичной социальной ситуации - в быту, в семье, в официально-деловой сфере и т. д.- и отличающаяся от др. разновидностей того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики.

Определение С. зависит от объёма самого понятия "язык", а также от центр, понятия - норма языковая. Если нормой признаётся вообще правильная, неискажённая общенар. речь, то С. определяется как разновидность общенар. языка (тогда С. будет также просторечие). Если же норма понимается более узко - лишь как литературно-правильная речь, то С. определяется как разновидность лит. языка. Соответственно варьируется и классификация С. При первом понимании выделяется центральный - нейтрально-разг. С., по отношению к к-рому остальные С. характеризуются как стилистически "отмеченные", окрашенные; при втором - под нейтральным пластом языка понимается общая часть всех С., с к-рой в различной пропорции соединяются в каждом С. "отмеченные" стилистич. средства.

В совр. развитых нац. языках существуют 3 наиболее крупных С.: нейтрально-разговорный (или, при др. классификации, разговорный), более "высокий" - книжный, более "низкий" - фамильярно-просторечный. Благодаря этому один и тот же предмет может быть назван и описан в различных стилевых регистрах (ср. "жизнь" - "бытие" - "житьё"), что открывает широкие возможности перед художеств, речью. В каждом из осн. С. возможны более частные, но уже менее чёткие подразделения: в книжном - науч., газетно-публицистич., официально-деловой и др.; в фамильярно-просторечном - собственно разговорно-фамильярный, просторечный, студенч. жаргон и т. д. Каждый С. закреплён традицией за типовой обществ, ситуацией: книжный - за ситуацией офиц. общения, нейтрально-разг.- за ситуацией повседневного служебного, бытового общения, фамильярно-просторечный- за ситуацией интимно-бытового и семейного общения. Все С. и подразделения наз. иногда в сов. лингвистике функциональными С. Нек-рые исследователи рассматривают художеств, речь как один из функщюн. С.-С. художеств, лит-ры в целом.

От собственно стилевых делений языка следует отличать различия эмоционально-экспрессивной окраски языковых средств (нередко также наз. "стилистическими"), к-рые могут быть представлены в пределах одного и того же С. и выражаются в таких оценках, как "высокое, возвышенное", "торжеств.", "нейтральное", "сниженное", а также "грубое", "иронич." и т. п. Исторически "возвышенное" тяготеет к книжному, а "сниженное", "грубое" - к фамильярно-просторечному С.

С. могут быть лишь там, где языковая система предоставляет возможность выбора языковых средств, и поэтому являются категорией исторической; они возникают вместе с понятием нормы. Три осн. С. имеют три различных ист. источника. Книжный С. обычно восходит в значит, части к лит.-письменному языку предшествующей эпохи, нередко иному, чем повседневный язык осн. части населения, напр, в России к старославянскому языку, во Франции, Италии, Испании - к латинскому, в республиках Cp. Азии - к древнеуйгурскому. Нейтрально-разг. С. восходит к общему языку народа; фамильярно-просторечный С. в значит, части - к городскому просторечию.

Нац. особенности происхождения и лит. обработки С. сказываются на разном понимании "нейтралг-ности". Так, во франц. яз. нейтральный С. сдвинут в сторону книжной речи, в рус. яз., по сравнению с французским,- в сторону разг. просторечия, т. к. норма франц. лит.

языка складывалась в эпоху классицизма (17 в.), а рус. лит. языка - в эпоху становления реализма (эпоху Пушкина) при различном отношении к демократич. элементам языка. Ломка стилевых ограничений нередко выступает в истории как признак нового лит.-художеств, и идейного направления.

Трёхчастное деление С. существовало уже в Др. Риме, но отождествлялось там с жанром лит-ры и проводилось лишь в пределах книжно-письм. речи посредством ассоциаций с различными предметами действительности (напр., "воин", "конь", "меч" - для "высокого" С., "земледелец", "вол", "плуг" - для среднего, "ленивый пастух", "овца", "палка" - для "низкого"). Одна и та же действительность, как правило, не могла быть описана в разных стилевых регистрах.

Изучение С. (см. Стилистика) на протяжении античности и средневековья входило в круг риторики и поэтики. В 17-18 вв. оно составило предмет "теории трёх стилей", повсеместно принятой в Европе (ср. учение M. В. Ломоносова в России). В совр. значении термин "С." появляется в европ. языках в 1-й трети 19 в. в связи с общими идеями историзма, к сер. 19 в. термин "С." утвердился (Г. Спенсер, X. Штейнталь). С возникновением семиотики было установлено, что категория С. играет важную роль не только в лит-ре, но везде, где применяется язык, BT. ч. в науке (M. Фуко и др.).

2) Манера говорить или писать, способ языкового поведения человека в той или иной обществ. среде или ситуации (стиль речи). Поскольку С. языка- обобщение особенностей речи типичной социальной ситуации, а С. речи - выбор говорящим или пишущим наличных средств из С. языка, то С. языка и С. речи - одно и то же явление (стиль), только рассматриваемое стилистикой с разных сторон.

3) Вторичный уровень всякой языковой системы, в т. ч. искусственного языка, возникающий при предпочтительном выборе к.-л. из её средств для определённой цели - информативной, оценочной, предписывающей и т. д.- в рамках одного из трёх модусов употребления языка: семантического, синтаксического, прагматического (см. Семиотика).

Лит.: Жирмунский В. M-, Национальный язык н социальные диалекты, Л., 1936; Виноградов В. В., Очерки по истории русского литературного языка XVII - XIX вв., 2 изд., M., 1938; Степанов Ю. С., Французская стилистика, M., 1965; Будагов P. А., Литературные языки и языковые стили, M., 1967; В о мп е р с к и и В. П., Стилистическое учение M. В. Ломоносова н теория трех стилей, M., [197O]; Guiraud P., La stylistique, 6 ed., Р., 1970; F о и с а и 1 t M., Les mots et les choses, P., 1971; Morris Ch., Writings on the general theory of signs, The Hague - P., 1971. См. также лит. при ст. Стилистика. Ю. С. Степанов.
 

"СТИЛЬ", "Де Стейл" (голл. De Stijl - стиль), авангардистское объединение голл. архитекторов и художников. Оформилось в 1917 в Лейдене на основе одноим. журнала (1917-28); распалось в 1931. Выдвигало теорию неопластицизма - идею отказа от изобразит., обществ, и познават. задач пск-ва и обращения к "чистой", максимально обобщённой форме. В живописи эта теория приводила к т. н. геом. разновидности абстрактного искусства (П. Мондриан, организатор и теоретик "С." - T. ван Дусбюрг,

Б. ван дер Лек и др.), архитектуре - к господству строгой матем. метрики, аскетич. чёткости объёмно-пространств. композиции (а_рхит. проекты ван Дусбюрга, работы Я. ??. П. Ауда, Г. Ритвелда и др.). отчасти - к принципам функционализма.

Лит.: Модернизм, [2 изд.], M., 1973, с. 130 - 38; J a f f e H. L. С., De Stijl. 1917 - 1931. The Dutch contribution to modern art, Amst., 1956.
 

СТИЛЬБ (от греч. stilbo - сверкаю, сияю), единица яркости в СГС системе единиц. Обозначения: рус. сб., между-нар. sb. C. равен яркости равномерно светящейся плоской поверхности пл. 1 см2 в перпендикулярном к ней направлении при силе света 1 кандела (свеча). Соотношение с единицей СИ: 1 сб = 104 кд/м2. Единица С. практически вышла из употребления.
 

СТИЛЬБЕН, транс-1,2-д и фенил-этилен, C6H5 - CH = CH - C6H5, углеводород жирноароматического ряда (г4МС-1,2-дифенилэтилен обычно наз. изостильбеном); бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в обычных органич. растворителях, нерастворимые в воде; tпл 124 0C, tкип306-307 0C. Кристаллы С. используют в сцинтилляционных счётчиках, нек-рые его производные - как лекарств, препараты (напр., диэтилстилъбэстрол), отбеливатели оптические, азокрасители.
 

СТИМУЛ (от лат. stimulus, букв.- остроконечная палка, к-рой погоняли животных, стрекало), побуждение к действию, побудительная причина поведения. В психологии понятие С. характерно прежде всего для тех направлений, где при анализе поведения принимается схема "С.- реакция" (классическая психофизика и особенно бихевиоризм; см. также необихевиоризм). Термин "С." сохраняется также в нек-рых психологич. концепциях, к-рые по существу преодолевают схему "С.-реакция". Так, напр., в вюрцбургской школе в качестве С. рассматривается задача или "сознание цели". Термин "С." при этом имеет скорее уже метафорич. характер. Ещё более далёк от первоначального значения термин "С." в культурно-историч. концепции Л. С. Выготского, где проводится функциональное различие между "С.-объектами", на к-рые направляется действие, и "С.-средствами", с помощью к-рых это действие осуществляется. В качестве последних, по Выготскому, выступают уже знаки.

В социально-психологич. исследованиях иногда различаются мотивы как внутренние и С. как внешние побуждения к деятельности (см. "Человек и его работа". [Сб.], 1967, с. 38-39).

В. И. Максименко.
 

СТИМУЛЯТОРЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (позднелат. stimulator, от лат. stimulo - колю, беспокою, возбуждаю, поощряю), группа фармакологических веществ, повышающих возбудимость и восстанавливающих функции центр, нервной системы, находящейся в состоянии угнетения, улучшающих умственную и физич. работоспособность, настроение и самочувствие. По характеру фармакологич. эффекта различают 3 осн. группы С. н. д. Психостимуляторы активируют психич. деятельность; их применяют для повышения психич. и физич. работоспособности в случае её снижения (напр., кофеин, фенамин). Антидепрессанты устраняют состояние психич. депрессии и поэтому находят применение при лечении нервно-психич. заболеваний, сопровождающихся отрицат. эмоциями, подавленным настроением, отсутствием инициативы (трициклич. соединения - имизин, амитриптилин, азафен, фторацизин; ингибиторы моноаминоксидазы - ипразид, ниаламид, трансамин). Аналептики (оживляющие) повышают возбудимость центров дыхания и кровообращения (коразол, кордиамин, ангидрид угольной кислоты, стрихнин, камфора, бемегрид, цититон); их используют при различных тяжёлых заболеваниях и терминальных состояниях для возбуждения соответств. центров головного мозга, а также рефлекторной деятельности спинного мозга. С. н. д. вызывают положит, эффекты только при ослаблении определённых функций центр, нервной системы; при её нормальном состоянии усиления функций не происходит, поскольку эти вещества не доставляют энергетич. ресурсов организму, а лишь мобилизуют его резервные возможности. Нек-рые психостимуляторы (гл. обр. группы фенамина) при длит, применении могут вызывать пристрастие (см. Наркомания).

Лит.: Машковский M. Д., Лекарственные средства, 7 изд., ч. 1, M., 1972; Закусов В. В., Фармакология центральных синапсов, M., 1973; А в р у цкий Г. Я., Гурович И. Я., Громова В. В., Фармакотерапия психических заболеваний, M., 1974. В. В. Закисав.

Рис. 1. Импульсный электростимулятор СИФ-5 с независимой регулировкой частоты, длительности и амплитуды прямоугольных импульсов.
 

СТИМУЛЯТОРЫ РОСТА РАСТЕНИЙ, природные и синтетич. соединения, усиливающие процессы роста у растений. К природным С. р. р. относятся фитогормоны - ауксины, гиббереллины, цитокинины, а также нек-рые витамины. Нек-рые С. р. р., в частности из группы ауксинов (гетероауксин и его аналоги индолилмасляная к-та и $\alpha$-нафтилуксусная к-та), могут быть получены синтетич. путём. Сбалансированный рост растений включает в себя двустороннюю регуляцию с помощью природных ростовых веществ, стимулирующих и тормозящих этот процесс. Синтетич. С. р. р., вводимые в растения, частично инактивируют эндогенные ингибиторы роста и активируют деятельность фитогормонов, что ведёт к временному усилению ростовых и формообразовательных процессов. С. р. р. используют в форме водных растворов, паст, эмульсий, дустов, аэрозолей, паров в растениеводстве для укоренения черенков мн. культурных растений (вишня, слива, роза и др.), ускорения цветения, способствующего более раннему образованию плодов у баклажанов, томатов, инжира, мандаринов и др. культур, увеличения размеров плодов и ягод (напр., винограда). С. р. р. применяют также для предотвращения предуборочного опадения плодов у яблонь и груш, выведения семян, клубней, луковиц из состояния покоя, ускорения созревания собранных плодов. Подробнее о механизме действия С. р. р. см. Ауксины, Гиббереллины, Кинины, Регуляторы роста растений и лит. при этих статьях.

В. И. Кефели.
 

СТИМУЛЯТОРЫ ЭЛЕКТРОННЫЕ, электронные генераторы для дозированного воздействия электрич. током на биологич. возбудимые системы (органы и ткани). Применяются для стимуляции электрической при терапевтич. воздействиях на сердце (гл. обр. при нарушении ритма сердечных сокращений), на мышцы скелетные и мышцы внутр. органов (напр., на сфинктер мочевого пузыря), при диагностике заболеваний нервной и мышечной систем. Подразделяются на нейростимуляторы и кардиостимуляторы, а по типу исполнения - на стационарные, переносные (чаще с батарейным питанием) и вживляемые в организм исследуемого животного или больного человека (рис. 1,2). Совр. С. э. содержат несколько генераторов на электронных лампах и полупроводниках (транзисторах) и выдают импульсы различной формы (прямоугольные, синусоидальные, пилоили колоколообразные). Чаще применяются С. э., создающие прямоугольные импульсы; наиболее близкие по форме к импульсам нервным. Для тонких биофизич. экспериментов создан электронно-оптич. генератор импульсов любой формы. Импульсы, подаваемые к биологич. объектам, могут быть одиночными, парными (одной или разных полярностей), поступающими в непрерывном режиме или пачками с разными частотами следования и количеством импульсов в пачке. С. э. снабжают выходными разделит, блоками (чтобы импульс С. э. не мешал отводить и регистрировать биоэлектрические потенциалы, возникающие в ответ на раздражение).

H. К. Сараджев.

Рис. 2. Вживляемый электрокардиостимулятор ЭКС-2 ("Москит").
 

СТИМУЛЯЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ, электростимуляция, дозированное воздействие электрич. током на органы или системы организма для стимуляции их деятельности. Осуществляется при помощи стимуляторов электронных. Наибольшее распространение получила С. э. скелетных мышц и нервных стволов, а также сердечной мышцы при нарушениях ритма её деятельности. При С.э. мышц и нервных стволов (электрогимнастике) ток подводят через электроды, располагаемые в наиболее возбудимых (двигательных) точках мышцы или нерва, и периодически прерываемым электрич. раздражением вызывают поочерёдное их сокращение и расслабление. При лечебном воздействии на сильно поражённую скелетную мускулатуру используют ритмич. импульсы с постепенно нарастающей интенсивностью. При неполной потере способности поражённых мышц к сокращению применяют активную С. э., при к-рой электрич. раздражение дополняет (усиливает) действие естеств. механизмов, вызывающих сокращение поражённых мышц, и способствует восстановлению их функции. В совр. диагностике поражений мышечной и нервной систем, приводящих к нарушению движений, С. э. сочетают с регистрацией токов действия мышц (см. Электромиография). С. э. с е р дц а проводят прямым и непрямым способами. При первом способе раздражающие импульсы подаются непосредственно на сердце, при втором - через накожные электроды, иглы-электроды и др. Применение вживляемых под кожу электронных кардиостимуляторсв, подающих через определённый интервал времени после сокращения левого предсердия искусств, импульсы для прямой стимуляции левого желудочка, позволяет создавать нормальную проводимость возбуждения в сердце. В хирургической клинике применяют С. э. внутренних органов при поражениях спинного мозга. С. э. используют для восстановления нормальной функции мочевого пузыря и его сфинктера, секреторной и моторной функций желудочно-кишечного тракта, а также для восстановления питания тканей, поражённых при пролежнях.

С. э. головного мозга широко используется в физиологии для изучения функций разных отделов центр, нервной системы. Осуществляется введением электродов в определённые точки мозга (см. Стереотаксии метод). В экспериментах, где электрич. стимулы подаются в мозг самими животными (см. Самораздражение), обнаружены точки мозга, особенно охотно стимулируемые животными, т. н. зоны положит, эмоций. При С. э. нек-рых других отделов мозга наблюдается изменение поведения животных. С. э. головного мозга человека применяют в нейрохирургии для выявления очагов патологич. возбуждения, вызывающих эпилептич. припадки, гиперкинезы неэпилептич. характера и др. Проводится С. э. как в условиях вживляемых электродов, вводимых в глубокие структуры мозга, так и при одномоментных операциях. В СССР С. э. мозга человека применяется только по спец. клинич. показаниям.

Лит.: Физиология и патофизиология глубоких структур мозга человека, М.- Л., 1967; Kastor J. A., Harthorne J. W., Виды искусственной электростимуляции сердца (Клинический обзор), в кн.: Достижения медицинской и биологической техники, пер. с англ., M., 1971; Дельгадо X., Мозг и сознание, пер. с англ., M., 1971; Вишневский А. А., Лившиц А. В., Электростимуляция органов и ее влияние на нейротрофические процессы, "Хирургия", 1974, № 9; Electrical stimulation of the brain, Austin, 1961.

H. К. Сараджев.
 

СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ, в др.-греч. мифологии птицы с бронзовыми крыльями, когтями и клювами, гнездившиеся близ Стимфалийского оз. в Аркадии. Сбрасывая перья, они ими, как стрелами, убивали животных и людей. Истребление С. п.- пятый из подвигов Геракла.
 

СТИПЕНДИЯ (от лат. stipendium - плата, жалованье), денежное пособие, выдаваемое регулярно (обычно ежемесячно) обучающимся на дневных отделениях (ф-тах) спец. учебных заведений и курсов различного типа, лицам, проходящим с отрывом от производства подготовку к науч. работе в системах аспирантуры (а также к защите докторской диссертации) и повышения квалификации.

Впервые выдача средств на материальное обеспечение части учащихся введена в ср.-век. ун-тах и гор. школах, в России - в нач. 18 в. Источником средств на С. были частная благотворительность, а также поступления от гор. магистратов, церкви, из гос. казны.

В СССР существует гос. система С., целью к-рой является обеспечение общедоступности всех ступеней образования. Осн. источник средств на выплату С.- поступления из гос. бюджета. Лицам, направленным на учёбу в высшие и ср. спец. уч. заведения пром. предприятиями, стройками, совхозами и колхозами, С. выплачивается за счёт этих орг-ций. В высших и ср. спец. уч. заведениях С. назначаются студентам (учащимся) с учётом их успеваемости и участия в обществ, работе (2 раза в уч. году по результатам экзаменац. сессий, в ср. спец. уч. заведениях - и по итоговым оценкам текущего учёта успеваемости). Студентам (учащимся) в 1-м семестре 1-го курса С. назначается по результатам вступит, экзаменов. В системе проф.-технич. образования С. получают все успевающие учащиеся технич. уч-щ. Размеры С. дифференцируются в зависимости от специальности, а в вузах - ив зависимости от курса обучения. Студенты (учащиеся), имеющие отличные оценки по всем предметам и активно участвующие в обществ, и науч.-технич. работе, получают повышенную (на 25%) С. Лицам, направленным на обучение пром. предприятиями, стройками, совхозами и колхозами, С. устанавливается на 15% выше обычного размера. Размер С. аспирантам зависит от категории вуза, н.-и. ин-та, в к-ром они обучаются, а также от размера заработной платы до поступления в аспирантуру. Студентам и аспирантам, имеющим особые успехи в учёбе и н.-и. работе, назначаются именные С. повышенного размера (устанавливаются в ознаменование юбилейных дат, в память выдающихся деятелей гос-ва, науки, культуры и т. п.). В случае временной нетрудоспособности студенты (аспиранты, учащиеся) получают стипендию в полном размере. Лицам, повышающим свою квалификацию с отрывом от работы, как правило, выплачивается сохраняемая за ними заработная плата, нек-рым - дополнит. С.

Гос. система С. существует в др. социалистич. странах. При назначении С., как правило, учитываются успеваемость и материальное положение обучающихся.

В уч. заведениях капиталистич. стран С. устанавливаются за счёт поступлений от гос-ва, монополий, благотворит, орг-ций, частных лиц. Гос. С. назначаются небольшому числу студентов, удовлетворяющих определённым требованиям

(в т. ч. политич. "благонадёжность", вероисповедание и т. п.), обучающимся по специальностям, к-рым придаётся особое значение, а также остро нуждающимся. С. обеспечиваются 30-40% студенчества. Получающие С. не освобождаются от платы за обучение. T. И. Мамонтова.

СТИПЕТИЧ (Stipetic) Владимир (р. 27.1. 1928, Загреб), югославский экономист, акад. Хорватской академии в Загребе (1973), проф. Экономич. ф-та в Загребе. Автор науч. работ по проблемам экономики с. х-ва. Осн. внимание уделяет вопросам эффективности с.-х. произ-ва, выработки рациональной агр. экономич. политики, а также проблемам социально-экономической структуры населения. Под руководством и редакцией С. издан учебник "Экономика Югославии" (т. 1-2. 1964).

С о ч.: Proizvpdna politika u jugos!ovenskoj poljoprivredi, Zagreb, 1957; Poljoprivreda i privredni razvoj, Zagreb, 1969.
 

СТИПЛ-ЧЕЙЗ (англ, steeplechase, от steeple - шпиль, колокольня н chase - гонка; первоначально - бег с препятствиями по направлению к колокольне), 1) в лёгкой атлетике - бег на дистанцию 3000 м (по 400-метровой дорожке стадиона) с препятствиями (на дорожке 5 барьеров вые. 91,4 см, один перед ямой с водой); 2) в конном спорте - скачки для лошадей не моложе 4 лет на дистанциях 4000-7000 м со сложными неподвижными препятствиями (до 30).

СТИПЛЬ (от англ, stipple - гравировать пунктиром), инструмент для гравирования на металле пунктирной манерой. Имеет вид стального резца с круто загнутым концом, оставляющего на поверхности металла точки треугольной формы или короткие угловатые штрихи. Системой точек, полученных при работе С., достигается особенно мягкая, живописная проработка листа. Школой С. часто называют школу англ, гравёров 18 в., работавших в пунктирной манере.

СТИП-ПОЙНТ (Steep Point), крайняя западная точка материка Австралия (113° 05' в. д.).
 

СТИПТИЦИН, лекарственное средство; то же, что котарнин-хлорид.

СТИРАКС (греч. styrax), бальзам, выделяющийся при поранении коры дерева ликвидамбар восточный (сем. га-мамелндозых) родом из M. Азии. С.- густая серо-бурая непрозрачная жидкость с приятным запахом; растворима в спирте. В состав С. входят смоляные спирты, эфиры, коричная к-та, ванилин и стирол. Применяется в медицине как антисептик, для ингаляций, а также в парфюмерии и мыловарении. Близкими свойствами обладает бальзам, получаемый из ликвидам бара смолоносного.