БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
В ЭНЦИКЛОПЕДИИ СОДЕРЖИТСЯ БОЛЕЕ 100000 ТЕРМИНОВ |
ДЕКОРАТИВНО-ДЕЛАНДР Таблица I К ст. Дега Э. 1. "Проездка скаковых лошадей ". Пастель. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. 2. Портрет Ашиля Дега. 1856. Национальная галерея искусства. Вашингтон. 3. "Абсент". 1876. 4. "Звезда". Пастель. 1878. 5. "После ванны". Пастель. 1884. Эрмитаж. Ленинград, 6. "Гладильщицы". Ок. 1884. 7. "Площадь Согласия" (портрет виконта Лепика и его дочерей). Ок. 1875. (3,4,6- Музей импрессионизма, Париж.) Таблица II К ст. Дейнека А. А. 1. "На балконе". 1931. Частное собрание. Москва. 2. "Механизируем Донбасс!". Плакат. 1930.3. "Футболист.-. 1934. 4. "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года". 1941. Третьяковская галерея. Москва. 5. "Бег". 1934. 6. "Донбасс. Обеденный перерыв". 1935. Художественный музей Латвийской ССР. Рига. 7. "Дорога в Маунт-Вернон". 1935. Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева. 8. "У моря". 1956-57. (5, 8 - Русский музей, Ленинград.) Таблица III К ст. Декоративно-прикладное искусство. 1. Ящик для драгоценностей из гробницы Тутанхамона. Дерево, кость. Древний Египет. Ок. 1350 до н.э. Египетский музей. Каир. 2. Костяной гребень с резным "Благовещением".. Испания. 15 в. Национальный музей археологии. Мадрид. 3. А. Б р и о с к о (Р и ч ч о). Чернильный прибор. Бронза. 16 в. 4. Светильник. Керамика. Нигерия. Музей этнографии. Гамбург. 5. Фигурный кувшин. Бронза. Фландрия. 14 в. Национальный музей. Флоренция. 6. Бра в стиле П. Гутьера. Бронза, чеканка, золочение. Франция. 2-я пол. 18 в. 7. Столик для письма. Дерево, лак. Япония. Ок. 1605. Национальный музей. Токио. 8. А. Ш. Буль. Футляр для часов. Дерево, инкрустация (слоновая кость, бронза, олово, панцирь черепахи). Нач. 18 в. Лувр. Париж. 9. Кресло. Дерево, резьба, золочение. Англия. Конец 18 в. 10. Камин. Сталь и золочёная медь. Тула. Конец 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон. 11. А. Я к о б с е н. Настольная лампа. Железо. 20 в. (3, 6, 9 - коллекция Уоллес, Лондон.) Таблица IV К ст. Дели. 1. Здание парламента. 2. Административные здания на ул. Виджай Чаук. 3. Магистраль Раджпатх, ведущая к президентскому дворцу. 4. Новое здание отеля в Новом Дели. 5. Площадь Коннот-плейс. 6. Национальный музей Индии. 7. Радиоцентр. Таблица V К ст. Дели. 1. Крепость Лал-Кила (Красный форт). 1639-48. 2. Главный корпус Международного центра (место деловых встреч официальных представителей различных стран). Нач. 1960-х гг. Архитекторы Д. А. Штейн, Д. Р. Бхала и др. 3. Район Дипломатик-Клайв. 1959-70. Общий вид. 4. Торговое здание. Конец 1930-х гг. 5. Национальная физическая лаборатория. 1950-52. Архитектор А. Канвинде. Таблица VI К ст. Дерево. 1. Статуя царевича Каапера. Сер. 3-го тыс. до н. э. Египетский музей. Каир. 2. Фигурка шамана. Индейцы куна (Панама, провинция Дарьей). Музей американских индейцев. Нью-Йорк. 3. Маска. Япония. 7-8в.в. 4. А. Кано, П. де Мена. "Св. Антоний Падуанский с младенцем Христом". 1653-57. Провинциальный музей изящных искусств. Гранада. 5. Карниз дома. Нижегородская губ. 2-я пол. 19 в. 6. Гребень. Королевский музей Центральной Африки. Брюссель. 7. Ковш. Вологодская губ. 18 в. Русский музей. Ленинград. 8. Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. 1683. Деталь. 9. "Богоматерь Одигитрия".. Барельеф. 15 в. Музей-заповедник древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. Москва. 10. "Минерва". Панно Летнего дворца Петра I в Ленинграде. Нач. 18 в. 11. С. Т. Конёнков. "Степан Разин". 1918-19. Русский музей. Ленинград. Таблица VII К ст. Деревянная архитектура. 1. Шатровая Успенская церковь в селе Варзуга Мурманской обл. 1674. 2. Клетская Лазаревская церковь из Муромского монастыря. Конец 14 в. 3. Пятиглавая кубовая церковь Вознесения в селе Кушерека Архангельской обл. 1669. 4. Ветряная мельница. 19 в. 5. Надвратная башня ограды Николо-Карельского монастыря. 1691-92. Музей-заповедник "Коломенское" в Москве, в. Ярусная церковь Иоанна Богослова на р. Ишне, близ Ростова Ярославской обл. 1687 или 1689. 7. Улица в селе Сеймосово Архангельской обл. 8. Дом Сергеева из деревни Логморучей Карельской АССР. Конец 19 в. 9. Интерьер дома Елизарова из деревни Серёдка Карельской АССР. 1880. (2,4,8, 9 - Историко-архитектурный музей-заповедник "Кижи".) Таблица Vlll К ст. Деревянная архитектура. 1. Каркасный храм в Исе. Япония. Первые века н. э. 2. Церковь с двойным каркасом в Боргуине. Норвегия. Ок. 1150. 3. Жилой дом. Суматра. 4. Трёхсрубная Михайловская церковь с "заломами" в Мукачеве. Украинская ССР. 1777. 3. Девятисрубный Троицкий собор в Новомосковске Днепропетровской обл. Украинская ССР. 1773. Мастер Яхим Погребняк. в. Костёл в Поврожнике. Польша. 1643. 7. Хутор из Сетесдаля. Норвегия. Ок. 1700. Норвежский народный музей на полуострове Бюгдё. Осло. 8. Амбар (патака) в Вайкотикоти. Новая Зеландия. Фаянсовое блюдо из Нишапура. Иран. 9-10 вв. Археологический музей. Тегеран. Составляя органич. часть предметной среды, с к-рой повседневно соприкасается человек, произведения Д.-п. и. своими эстетич. достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произв. Д.-п. и. в то же время как бы поглощаются ею, т. к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архит.-пространств, решением, с входящими в неё др. предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произв. Д.-п. и. может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком. Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластич. свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художеств, изделия. Нередко в Д.-п. и. красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единств. средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (напр., лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для Д.-п. и. чисто эмоциональных, неизобразит. средств художеств, языка, использование к-рых и роднит Д.-п. и. с архитектурой. Эмоционально-содержат. образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отд. элементами, с к.-л. др. изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произв. Д.-п. и. Обладая собственной эмоцион. выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, напр., в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художеств, образе. В Д.-п. и. для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразит, иск-ва (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразит, иск-в и орнамент служат в Д.-п. и. не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с его практич. и художеств, назначением приводит к трансформации изобразит, мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (напр., сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы). В единстве художеств, и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразит, и тек-тонич. начал проявляется синтетич. характер Д.-п. и. Произв. Д.-п. и. рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластич. свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в Д.-п. и. значение особо активных средств эстетического воздействия. Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, Д.-п. и. на протяжении мн. веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей осн. областью художеств, творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям Д.-п. и., охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключит, содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции Д.-п. и. ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих обществ, слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает в Д.-п. и. интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в к-рых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до сер. 19 в. мастера Д.-п. и. сохраняют цельность пластич. мышления и ясность представления об эстетич. связях между предметом и средой, для к-рой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в Д.-п. и. протекали синхронно с их эволюцией в др. видах иск-ва. Тенденции эклектизма в художеств. культуре 2-й пол. 19 в. приводят к постепенному оскудению эстетич. качества и образно-эмоционального со держания Д.-п. и. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на Д.-п. и. массового машинного произ-ва художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) - или фабричного (Немецкий Веркбунд) труда, возродить образно-эмоциональную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. "Модерн", Югенд-стилъ). Маски - подвески из слоновой кости. Бенин. 15 -16 вв. Музей искусства примитивов (Нью-Йорк) и Британский музей (Лондон). Бархат с золотыми и серебрян ыми нитями. Генуя. Середина 16 в. Городской музей старинного искусства. Турин. На новых идеологич. и эстетич. основах эти попытки были развиты после Великой Окт. социалистич. революции, открывшей перспективы создания художественно содержат, среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в иск-ве одно из действенных средств революционной агитации (напр., т. н. агитационный фарфор 1918-25, см. Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитии, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР (см. Производственное искусство), функционалистов в Германии (см. "Баухауз") и др. странах, что^ во многом предваряло появление дизайна. Возрождение нар. промыслов в СССР и пробудившийся в 1930-е гг. интерес к рус. художеств, наследию сыграли видную роль в освоении сов. мастерами Д.-п. и. лучших технологич. и художеств, традиций прошлого. Однако подход к произв. Д.-п. и. с мерками станкового иск-ва, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в первые годы после Великой Отечественной войны, заметно тормозили развитие Д.-п. и. С сер. 1950-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и худо-жественно-выразит. форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произв., в к-рых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластин, и декоративных возможностей. Такие произв. (так же как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произв. нар. Д.-п. и.) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой гл. обр. менее индивидуализированными по форме художеств, изделиями заводского изготовления и предметами, к-рые создаются на базе дизайнерского проектирования. Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники Д.-п. и. см. статьи: Батик, Ваза, Веер, Вышивка, Гобелен, Игрушка, Инкрустация, Интарсия, Керамика, Ковёр, Ковка, Кружево, Лаки художественные, Майолика, Маркетри, Мебель, Набойка, Насечка, Резьба, Роспись декоративная, Сосуды художественные, Стекло, Терракота, Тиснение, Ткани художественные, Фарфор, Фаянс, Филигрань, Хрусталь, Чеканка, Чернь, Шпалеры, Эмали, Ювелирное искусство. Илл. см. на вклейках - к стр. 56 и табл. III (стр. 48-49). Лит.: А р к и н Д., Искусство бытовой вещи, М., 1932; Каган М., О прикладном искусстве, Л., 1961; Салтыков А. Б., Избранные труды, М., 1962; Чекалов А. К., Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; Мagne L., L'art applique aux metiers, v. 1 - 8, P., 1913 - 28; Bossert H. T. [Hrsg.], Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und Volker, Bd 1-6, В., 1928 - 35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell'arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52. И. М. Глозман. ДЕКОРАТИВНЫЕ ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ, покрытия, имеющие рельефный или разноцветный рисунок. Д. л. п. получают путём нанесения эмалевых красок, или эмалей, к-рые чаше всего изготовляют на основе алкидных смол, их композиций с др. смолами, например меламино-формальдегидными, а также глицериновых эфиров канифоли, эфиров целлюлозы. По характеру рисунка Д. л. п. подразделяют на "молотковые", "шагрень", трескающиеся, кристаллизующиеся ("мороз"), морщинистые ("муар"), многоцветные. "М о л о т к о в ы е" Д. л. п. имеют как бы чеканную поверхность со следами удара молотком. В состав эмалей для этих Д. л. п. вводят т. н. узорообразовате-ли (чаще всего кремнийорганические жидкости); чем больше содержание этого компонента, тем мельче рисунок. Д. л. п. "ш а г р е н ь" напоминают по внеш. виду фактуру шагреневой кожи. Такой рисунок получают при соответствующем подборе вязкости эмали, толщины наносимого слоя, давления воздуха в краскораспылителе и др. условий образования покрытия. Трескающиеся Д. л. п., напоминающие по внешнему виду крокодиловую кожу, получают из эмалей с высоким содержанием пигментов и наполнителей. При сушке таких эмалей, наносимых обычно в неск. слоев, в верх, слоях создаются внутр. напряжения, вызывающие растрескивание покрытия. Д. л. п. "м о р о з", внеш. вид к-рьгх напоминает узоры, образуемые кристаллами льда на стекле, и Д. л. п. "м у а р" не имеют широкого распространения, т. к. их получение (особенно покрытия "мороз") связано с технологич. трудностями. Многоцветные Д. л. п.-однослойные покрытия, по к-рым "разбросаны" разноцветные пятна различной формы. Нек-рые Д. л. п., напр, "молотковые", "шагрень", трескающиеся, имеют не только декоративные, но и защитные функции (см. Защитные лакокрасочные покрытия), что позволяет применять их для отделки металлич. изделий, машин, приборов и др. Д. л. п. наносят также на изделия из дерева и на стены. Д. л. п. позволяют в большинстве случаев исключить трудоёмкие и дорогостоящие операции по нанесению подготовительных слоев (напр., шпатлёвок), т. к. декоративные покрытия скрадывают многие дефекты окрашиваемых поверхностей - следы механич. обработки, коррозии и др. Лит.: Пэйн Г. Ф., Технология органических покрытий, пер. с англ., т. 2, Л., 1963; Дринберг А. Я., Технология пленкообразующих веществ, 2 изд., Л., 1955. ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ (от лат. decoro - украшаю), многочисленная группа культурных и дикорастущих растений, в к-рую входят представители различных ботан. семейств. Д. р. применяются для озеленения городов и др. насел, пунктов, оформления садов, парков, украшения обществ, зданий и жилых помещений. Отличаются красивой формой и разнообразием окраски цветков, листьев и плодов. По биол. свойствам и требованиям к приёмам агротехники Д. р. делятся на неск. групп: деревья и кустарники, многолетники, двулетники, летники, злаки, луковичные и др. К декоративным деревьям и кустарникам относятся лиственные и хвойные, вечнозелёные и листопадные растения, используемые для создания парков, скверов, бульваров, озеленения улиц. В одиночных посадках применяются породы с раскидистой (дуб, ясень, платан) или зонтиковидной формой кроны (шелковистая акация). Растения с плакучей формой кроны (ива вавилонская, берёза плакучая) служат для украшения водоёмов. В альпинариях, на склонах, скалистых горках особенно красивы стелющиеся растения (кизильник горизонтальный, сосна горная, можжевельник). При озеленении улиц и для создания аллей высаживают деревья с пирамидальной (кипарис, тополь), шаровидной (белая акация, липа) или конической (пихта, ель) формой кроны. Многим древесным растениям (самшит, туя, лавр, тисе, граб, боярышник, вяз, бирючина) путём обрезки придают любую форму. Вьющиеся растения (плющ, ломонос, виноград, ампелопсис) служат для вертикального озеленения (стен, беседок, террас), создания декоративных архит. сооружений (пергол, трельяжей, колонн). Кроме местных видов, обычно используют и экзотические растения (ввезённые из др. областей). Многолетники декоративные -травянистые растения, живущие более 2 вегетац. периодов. Это наиболее богатая видами группа цветущих, орнаментально-лиственных растений и растений с декоративными плодами, широко используемых в садах, парках, скверах. В условиях умеренного климата многолетники подразделяют на растения, зимующие в открытом грунте и вынимаемые из него на зиму. Последние хранятся в виде маточных экземпляров, клубней, корневищ в сухом помещении при t 5°C. Нек-рые многолетние растения юж. происхождения используются в условиях более сурового климата как летники (агератум, петуния, шалфей огненный, настурция и др.). Многолетники восстанавливаются весной из корней, корневищ, клубней, луковиц при помощи почек возобновления. По декоративным качествам многолетники делят на кра-сивоцветущие, отличающиеся обильным цветением, красивой окраской, формой, махровостью и ароматом цветка или массой мелких колоритных цветков, собранных в соцветия; орнаментально-лиственные - разрезнолистные, пестролистные, яркоокрашенные и вечнозелёные; растения, имеющие красивые, яркой окраски плоды; растения, образующие изящные метёлки или колосья (злаки); компактные, дающие при разрастании дернину-подушку; лианы - вьющиеся, свешивающиеся, лазящие. Из многолетников составляются декоративные группы в цветниках, партерах, на газонах, полянах парков, светлых опушках; высаживают многолетники солитерами (единично), используя для этого только крупные высокодекоративные растения; многолетники применяют для красочных ковровых цветников, бордюров и т. п.; вьющиеся - для фигурных сооружений: беседок, туннелей, арок, зелёных завес. Многие из многолетников могут быть использованы для букетов. Многолетники хорошо растут на одном месте 3-5 лет и более. Размножаются делением, черенками или посевом семян. Двулетники декоративные -цветочно-декоративные растения, в первый год жизни развивающие розетку листьев, а на второй год - стебли с цветками и плодами и после созревания погибающие. К этой группе относят также нек-рые многолетники, культивируемые как двулетние растения. К настоящим двулетним относятся: незабудка альпийская, к-рую используют для оформления цветников в открытом грунте и для срезки; колокольчик средний (для оформления цветников и в открытом грунте); лунник (для сухих букетов); наперстянка пурпурная (для групповых посадок и срезки); мальва, или шток-роза розовая (для срезки и для групповых посадок). Из травянистых многолетников, культивируемых большей частью как двулетники, наиболее известны: анютины глазки и гвоздика бородатая (или турецкая), выращиваемые в открытом грунте; геспе-рис, или ночная фиалка (для групповых посадок, выгонки и срезки); маргаритка используется для посадки на рабатках, клумбах и т. п., а также для зимнего выращивания в горшках. Двулетники размножают посевом семян в парники или открытый грунт, а нек-рые - черенкованием. Летники декоративные - собирательное название Д. р., разводимых посевом семян на один вегетац. период. Большинство летников являются однолетними растениями; к летникам относятся также и нек-рые двулетники и многолетники, зацветающие в 1-й год, но не зимующие в открытом грунте (гелиотроп, львиный зев, фуксия, лобелия и др.). Однолетние растения образуют группы красивоцветущих, лиственно-декоративных (амарант, декоративные формы капусты и клещевины и др.), сухоцветов (бессмертники), ковровых (см. Ковровые растения), вьющихся, ампельных, букетных растений. В умеренном климате большинство летников для удлинения вегетац. периода или для более раннего зацветания высевают в марте - апреле в парники или оранжереи и затем пересаживают в грунт. Многие летники сеют прямо в грунт. К летникам относятся нек-рые астры, васильки, бальзамины, ноготки, левкои, маки, настурции, петунии, таба-ки, бархатцы, ипомеи, душистый горошек, душистая резеда и др. Применяются для цветников, миксбордеров, бордюров, рабаток, скальных горок, групп и др. Злаки декоративные - растения сем. злаковых, используемые в декоративном садоводстве для создания бордюров, групповых посадок, а также при составлении букетов из живых цветов и сухоцветов. Для одиночных и групповых посадок на газоне применяют высокорослые злаки (арундо тростниковый, эриантус краснеющий, дикий сахарный тростник, пампасная трава), для создания бордюров и групповых посадок - низкорослые злаки (канареечник, овсяница, зайцехвост, райграс высокий), газонов - мятлики, овсяницы, райграсы, полевицу и др. Луковичные декоративные растения - растения сем. лилейных и амариллисовых, разводимые в декоративном садоводстве: подснежники, пролески, тюльпаны, нарциссы, гиацинты, лилии. Гиацинты, тюльпаны, нарциссы и нек-рые др. луковичные хорошо поддаются выгонке, т. е. выращиваются и цветут в теплицах и комнатах. Культура луковичных развита в юж. р-нах СССР (влажная субтропич. зона Черноморского побережья, Юж. берег Крыма и др.). В открытом грунте центр, р-нов РСФСР луковичные (напр., подснежники, пролески, нарциссы и др.) используют гл. обр. для украшения многолетних клумб, рабаток и т. д. На юге СССР луковичные зимуют в грунте без укрытия, в центр, р-нах нек-рые растения (напр., гиацинты) на зиму укрывают торфом или опавшей листвой. Размножают луковичные гл. обр. детками, появляющимися у основания старой луковицы, отд. чешуйками луковицы, наружными возд. луковичками и т. п. Нередко к луковичным Д. р. относят клуонелуковичные растения, сходные с ними по приёмам культуры и по внеш. виду подземных органов, т. н. клубнелуковиц; к ним относятся гладиолус, шафран, безвременник и др. Н. В. Цицин. ДЕКОРАТИВНЫЕ СЛОИСТЫЕ ПЛАСТИКИ, полимерные материалы, в простейшем случае состоящие из основного и декоративного слоев. В зависимости от назначения пластика, природы полимера и наполнителя Д. с. п. могут содержать дополнительно защитный, барьерный и балансирующий слои. Основной слой, определяющий физико-механич. свойства материала, изготовляют из различных пластиков: гетинакса (наполнитель - бумага), текстолита (хл.-бум. ткани), стеклотек-столита (стеклянные ткани) или древесных пластиков (древесное волокно). Связующим для осн. слоя служат фено-ло-формальдегидные смолы резольного типа и ненасыщенные полиэфиры. Можно применять и др. полимеры. Декоративный слой состоит из бумаги или хл.-бум. ткани (с рисунком или одноцветной без рисунка), пропитанной обычно меламино-фор-мальдегидной смолой. Наибольшее распространение получили Д. с. п., рисунок к-рых имитирует ценные породы дерева. Произ-во Д. с. п. не отличается от произ-ва слоистых пластиков и складывается из след, операций: пропитки наполнителя в ваннах или автоматич. пропиточных машинах, сушки, сборки пакета и прессования или формования изделий сложной конфигурации с последующей термообработкой горячим воздухом или инфракрасными лучами. Поскольку Д. с. п. обычно приклеивают к жёсткому основанию, их тыльная сторона должна быть шероховатой. Для этого пластики обрабатывают на шероховоч-ных станкахч с помощью бесконечной абразивной ленты. Д. с. п. применяют для отделки различных видов мебели и облицовки кабин, кают, салонов и коридоров кораблей, самолётов, вагонов, автобусов и троллейбусов; для изготовления корпусов радиоприёмников, телевизоров, холодильников, магнитофонов и различных изделий бытового назначения; для отделки стен и потолков в пром. и гражд. сооружениях. Лит.: Козлов Н. Ф., Шалун Г. Б., Декоративный слоистый пластик, Л., 1961; П л о т к и н Л. Г., Ш а л у н Г. Б., Декоративные бумажно-слоистые пластики, М., 1968. ДЕКОРАЦИЯ (позднелат. decoratio, от лат. decoro - украшаю), оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идейно-смыслового содержания. Д. создаётся с помощью выразит, средств живописи, графики, архитектуры, иск-ва планировки места действия, освещения, сценич. техники, кинопроекции и др. См. Театрально-декорационное искусство. ДЕКОРИРОВАНИЕ, экспериментальныйметод обнаружения дислокаций в кристаллах, заключающийся в химической или термич. обработке кристалла, в результате к-рой в объёме кристалла вдоль линий дислокаций выделяются маленькие, но видимые частички (комплексы примесных атомов). Размеры декорирующих частичек должны быть достаточно малыми, чтобы можно было различить дефекты, и в то же время достаточно большими, чтобы эти частицы могли быть видимыми в микроскоп или ультрамикроскоп в видимом или инфракрасном свете. С помощью метода Д. установлено существование сеток и др. сложных конфигураций дислокаций. Преимущество метода Д.-большая наглядность, недостаток -то, что дислокации закрепляются декорирующими частицами и лишаются способности двигаться. Поэтому с помощью метода Д. можно изучать лишь статич. расположения дислокаций. Лит. и рис. см. при ст. Дислокации. ДЕКОРТИКАЦИЯ (биол.) (лат. decorticatio, от de - приставка, означающая удаление, и cortex, род. падеж corticis -кора), удаление коры больших полугиа-рий головного мозга. Полная Д. (произведена во 2-й пол. 19 в. нем. физиологом Ф. Гольцем на собаке) применяется в экспериментальной физиологии в целях изучения влияний коры на др. структуры центр, нервной системы и органы. У высших животных при полной Д. резко расстраиваются поведенческие реакции, нарушается условнорефлекторная деятельность: животные большую часть времени спят, просыпаясь лишь при сильных раздражениях, связанных с простейшей рефлекторной деятельностью (приём пищи, дефекация, мочеиспускание), в состоянии бодрствования у них наблюдается хаотич. двигательная активность. Частичная Д.- удаление (экстирпация) отд. участков коры больших полушарий (лобэктомия, гирэктомия, топэкто-мия) - применяется в эксперименте для изучения функций коры больших полушарий, коркового звена анализаторов и др., а также в клинике как пейрохирур-гич. метод лечения нек-рых органич. поражений и заболеваний, связанных с нарушением функций коры. Симптомо-комплекс, характерный для частичной Д., может возникнуть в результате травмы какой-либо области коры, при расстройствах мозгового кровообращения, опухолях мозга. Ш. Де Костер. Л. Ш. Делеклюз. У человека феномен, аналогичный расстройствам при Д., может наблюдаться при врождённой анэнцефалии; такие новорождённые, как правило, нежизнеспособны. Ю. А. Фадеев. ДЕКОРТИКАЦИЯ, механич. способ отделения лубяной части от древесины стеблей прядильных растений (кендыря, кенафа, канатника, конопли) без предварит, их мочки. Получаемый при Д. луб отличается от волокна обычной обработки тем, что в нём волокно не освобождено от склеивающих пектиновых и др. веществ. ДЕКОРУМ (от лат. decorum - приличие, пристойность), внешнее приличие, благопристойность; внеш. обстановка, соответствующая положению, должности. ДЕ КОСТЕР (De Coster) Шарль (20.8.1827, Мюнхен,-7.5.1879, Иксель), бельгийский писатель. Писал на франц. яз. Род. в семье управляющего делами папского нунция, но всю сознательную жизнь прожил в нужде. В 1855 окончил Брюссельский ун-т. В 1856 основал еженедельник "Уленшпигель" ("Ulenspiegel"), в 60-е гг. ставший трибуной прогрессивных сил страны. Сб-ки "Фламандские легенды" (1858) и "Брабантские рассказы" (1861) - свидетельство интереса Де К. к историч. прошлому Бельгии и нар. творчеству. Гл. книга Де К.-"Легенда об Уленшпигеле
и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии
и других краях" (1867) -появилась в обстановке усиления политич. борьбы
в Бельгии и массового подъёма рабочего движения в Европе. Её сюжет приурочен
к 16 в., эпохе Нидерл. бурж. революции и борьбы против исп. поработителей
и католич. церкви. Это яркое полотно, запечатлевшее героику всенар. борьбы
и картины мирной жизни цветущей Фландрии. Личные судьбы и судьба народная
сплетаются в неповторимо оригинальном повествовании. Народность этого произведения,
эпопеи и поэмы, подлинной "библии Бельгии", выражена не только в широком
использовании фольклора, не только в поистине нар. характерах, но и в самом
революц. пафосе патриотов-гёзов, в бурном всплеске гнева масс, вставших
на защиту
С о ч. в рус. пер.: Фламандские легенды, Берлин, 1923; Легенда об Уленшпигеле..., вступ. ст. Е. Гальпериной, М., 1955; Легенда об Уленшпигеле..., М., 1961. Лит.: Горький М., О литературе, М., 1961, с. 422-23,427; Ролдан Р., Уленшпигель, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Мицкевич Б. П., Ш. Де Костер и становление реализма в бельгийской литературе, Минск, 1960; Андреев Л. Г., Сто лет бельгийской литературы, [М.], 1967; Литвинов П. В., Художественная летопись Нидерландской революции и её автор, "Вопросы истории", 1971, № 7; Ш. ле Костер, Биобиблиография, указатель, М., 1964; Н an se J., Charles de Coster, Louvain, 1928; S о s s e t L. L., Introduction a 1'oeuvre de Ch. de Coster, Brux.-Liege, 1937. И. Н. Пожарова. ДЕ КРАЙФ, Де Крюи (de Kruif) Поль (2.3.1890, Зиленд, шт. Мичиган, -28.2.1971, Холланд, там же), американский писатель, один из создателей научно-художественной литературы. Автор соч.: "Деятели нашей медицины" (1922), "Охотники за микробами" (1926, рус. пер. 1928), "Борцы с голодом" (1928, рус. пер. 1937), "Борцы со смертью" (1932, рус. пер. 1936), "Борьба за жизнь" (1938, рус. пер. 1941), "Борьба с безумием" (1957, рус. пер. 1960). В кн. -"Стоит ли им жить?" (1936, рус. пер. 1937) автор называет причиной многих 'болезней антигуманизм капиталистич. общества. Симпатизируя Советскому Союзу, .Де К. в 30-40-е гг. пишет о В. И. Ленине, выступает как антифашист. В автобио-трафич. кн. "Стремительный ветер" (1962) Де К. описывает свой жизненный путь. Соч.: The male hormone, N. Y., 1945; JLife among the doctors, N. Y., 1949. Лит.: Залкинд С. Я., Об искусстве художественной научно-популярной книги, "Книга и пролетарская революция", 1938, № 10-11; Рокотов Т., Поль де Крайф и его последние книги, "Интернациональная литература", 1941, № 9 - 10; ГиленсонБ., Мемуары Поля де Крюи, "Иностранная литература", 1963, .4° 6. ДЕКРЕМЕНТ (от лат. decrementum -уменьшение, убыль), ослабление возбуждения по мере его распространения вдоль нервного или мышечного волокна. В нормальных нервных и скелетных (попереч-нополосатых) мышечных волокнах позвоночных животных возбуждение и, в частности, его электрич. компонент-потенциал действия - подчиняется правилу "всё или ничего", т. е. возникает только после достижения раздражителем пороговой силы, а возникнув, распространяется далее без Д. В нек-рых тканях (напр., во мн. мышцах членистоногих) возбуждение распространяется с Д. и при нормальных условиях. В соответствии с мембранной теорией возбуждения, бездекрементное проведение возбуждения превращается в декрементное во всех случаях, когда ослабляется регенеративная деполяризация, лежащая в основе образования потенциала действия (см. Биоэлектрические потенциалы). Это имеет место, напр., при воздействии на нерв или мышцу анестетиков, наркотиков, при прекращении кровообращения и т. д. Лит.: К а т ц Б., Нерв, мышца и синапс, лер. с англ., М., 1968, Б. И. Ходоров. ДЕКРЕМЕНТ ЗАТУХАНИЯ, количественная
характеристика быстроты затухания колебаний. Д. з. б равен натуральному
логарифму отношения двух последующих макс, отклонений х колеблющейся
величины в одну и ту же сторону:
Обычные величины средних значений Д. з. нек-рых систем: акустич. колебат. системы б ~~ 0,1; электрич. контуры б ~~ 0,02-0,05; камертон б ~~ 0,001; кварцевая пластинка б ~~ 10~4-10~5. Отсюда видно, что, напр., камертон совершает ок. 1000 колебаний, прежде чем амплитуда колебаний уменьшится в 3 раза (т. к. е = 2,718 ~~3). В теории вынужденных колебаний обычно
вместо Д. з. пользуются понятием добротности колебательной системы Q,
с
к-рой Д. з. связан соотношением
Лит.: Стрелков С. П., Введение в теорию колебаний, 2 изд., М., 1964. В. Н. Парыгин. ДЕКРЕТ (от лат. decretum - указ, постановление), наименование правового акта. В Др. Риме Д. наз. акты сената, а затем императора. После Великой франц. революции акты Конвента и др. зако-нодат. органов Французской республики именовались Д. В совр. период Д.-акты главы гос-ва во Франции и ряде др. стран, в частности в нек-рых гос-вах Африки, где была воспринята франц. система права. Д. обычно обладают силой закона и часто его заменяют. После Великой Окт. социалистич. революции в России в форме Д. издавались законодат. акты съездов Советов, ВЦИК, СНК РСФСР (напр., Д. о мире, о земле, о 8-часовом рабочем дне). Конституцией СССР 1924 право издания Д. было предоставлено ЦИК СССР, Президиуму ЦИК СССР и СНК СССР. Конституция СССР 1936 не предусматривает издания законодат. актов, именуемых Д. В некоторых социалистич. странах Европы Д.- акты высших органов гос. власти (напр., в Польской Нар. Республике -акты Гос. совета). ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ, один из первых декретов Сов. власти, принятый Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов в 2 часа ночи с 26 окт. (8 нояб.) на 27 окт. (9 нояб.) 1917. Проект декрета был подготовлен В. И. Лениным и представлен им съезду в докладе о земле. При написании Д. о з. Ленин использовал "Примерный наказ, составленный на основании 242 наказов, доставленных местными депутатами на 1-й Всеросс. съезд крест, депутатов в Петрограде в 1917 году", раздел к-рого "О земле" целиком вошёл в текст декрета (ст. 4). Первая страница газеты "Известия" от 28 октября 1917 с текстом Декрета о земле. Декрет отменял помещичью собственность на землю без всякого выкупа и передавал помещичьи, удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарём и постройками в распоряжение волостных зем. комитетов и уездных Советов крест, депутатов, на к-рые возлагалось принятие мер для соблюдения строжайшего порядка при конфискации помещичьих имений. Декрет устанавливал также, что земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются. Декрет определил новые принципы землевладения и землепользования: право частной собственности на землю отменялось, запрещались продажа, аренда и залог земли, вся земля объявлялась всенар. достоянием, т. е. переходила в исключит, собственность гос-ва (что означало национализацию земли); зем. участки с высококультурными х-вами, питомники, конные з-ды и пр., а также весь хоз. инвентарь конфискованных земель передавались в исключит, пользование гос-ва или общин; право пользования землёй получили все граждане при условии обработки её своим трудом, семьёй или в товариществе без наёмного труда, на основе уравнит. землепользования при свободном выборе форм землепользования, в т. ч. и артельной. По декрету крестьяне России получили бесплатно 150 млн. дес. земли, они были освобождены от уплаты 700 млн. руб. золотом ежегодно за аренду земли и от долгов за землю, достигших к этому времени 3 млрд. руб. Осн. положения Д. о з. были развиты и конкретизированы в ряде законодат. актов Сов. гос-ва, в т. ч. в законе "О социализации земли" 1918, в Зем. кодексе РСФСР 1922 и др. Осуществление Д. о з. и др. актов агр. законодательства Окт. социалистич. революции обеспечило поддержку Сов. власти со стороны трудового крестьянства, ликвидацию помещичьего землевладения и класса помещиков и создало "...земельный строй, наиболее гибкий в смысле перехода к социализму" (Л е н и н В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 326). Лит.: Ленин В. И., Доклад о земле 26 октября (8 ноября). [Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25-26 окт. (7-8 ноября) 1917 г.], Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35; Ленинский декрет "О земле" и современность, М., 1970; Луцкий Е. А., Ленинский декрет "О земле" в советской исторической литературе 1917 -начала 1920-х годов, в сб.: Труды Московского Гос. историко-архивного ин-та, т. 26, М., 1968; Декреты Советской власти, т. 1, М., 1957. Е.А.Луцкий. ДЕКРЕТ О МИРЕ, первый декрет Советской власти, принятый Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 26 окт. (8 нояб.) 1917. Проект декрета был подготовлен В. И. Лениным и представлен им съезду в докладе о мире. Великая Окт. со-циалистич. революция победила в обстановке мировой империалистич. войны. Вопрос о выходе из войны был наиболее важным для сотен миллионов людей. В Д. о м. содержалось предложение всем народам и пр-вам открыть немедленно переговоры о заключении всеобщего мира на условиях отказа от аннексий и контрибуций. На период мирных переговоров Д. о м. предлагал заключить перемирие сроком на 3 месяца. Д. ом. явился важнейшим программным внешне-политич. документом Сов. власти, исходившим из возможности длительного мирного сосуществования с капиталистич. странами. Впервые в истории были провозглашены новые принципы междунар. политики мира и мирного сотрудничества, пролет, интернационализма, признания полного равноправия всех народов, уважения их нац. и гос. независимости, невмешательства во внутр. дела др. стран. Впервые в истории верховный орган власти признал законность и справедливость освободит, борьбы угнетённых народов. Правящие круги империалистич. стран Антанты враждебно встретили сов. мирное предложение. Они призывали к организации вооруж. интервенции в Сов. Россию. Д. о м. восторженно встретили народы России и зарубежных стран. 9(22) нояб. 1917 Ленин обратился по радио к солдатам и матросам с призывом выбирать уполномоченных и вступать в переговоры с неприятелем о перемирии. Первая страница газеты "Известия" от 27 октября 1917 с текстом Декрета о мире. На фронтах стали заключаться "солдатские миры". В Великобритании, Франции, США прокатилась волна демонстраций, митингов с требованием мира, поддержки Сов. России. После отклонения сов. мирных предложений пр-вами стран Антанты Сов. пр-во вынуждено было начать мирные переговоры с Германией (см. Брестский мир 1918). Лит.: Ленин В. И., Доклад о мире 26 октября (8 ноября). Заключительное слово по докладу о мире 26 октября (8 ноября). [Второй Всероссийский съезд Советов рабочих н солдатских депутатов 25 - 26 октября (7 - 8 ноября) 1917 г.], Поли. собр. соч., 5 изд., т. 35; Документы внешней политики СССР, т. 1, М., 1957, с. 11 -14 (текст декрета о мире); История международных отношении и внешней политики СССР, т. 1, М., 1961; Выгодский С. Ю., Ленинский декрет о мире, Л., 1958; Р о с е н к о И. А., Ленинский декрет о мире в действии, Л.. 1968. А. Е. Иоффе. ДЕКРЕТАЛИИ (позднелат. decretalia, от лат. decretum - указ, постановление), постановления рим. пап, оформленные в виде посланий. Первые Д. относятся к кон. 4 в. К сер. 12 в. систематизированные Д. вошли в сборник -"Декрет Гра-циана" ("Decretum Gratiani"), к-рый лёг в основу свода канонич. права 16 в. (Corpus juris canonici); в 13-14 вв. были опубликованы дополнительно сборники последующих Д. Папы римские с помощью Д., в частности, стремились юридически обосновать свои притязания на главенство в церкви и обществе. С 5 в. стали появляться подложные Д., к-рые также использовались папством для укрепления власти, борьбы со светскими государями (напр., Лжеисидоровы декреталии). ДЕКРЕТНОЕ ВРЕМЯ в СССР, поясное время, переведённое на 1 ч вперёд. Введено пост. СНК СССР от 16 июня 1930 в целях более рационального использования светлой части суток и перераспределения электроэнергии между бытовым и производств, потреблением. Д. в. 2-го часового пояса, в к-ром расположена Москва, на 3 ч опережающее всемирное время, наз. московским временем (см. Время). ДЕКРЕТНЫЙ ОТПУСК, см. Отпуск по беременности и родам. ДЕКРЕТЫ О СУДЕ, принятые в 1917-1918 законы Сов. гос-ва, заложившие основы сов. судебной системы и социали-стич. правосудия. Д. о с. № 1 принят СНК 22 нояб. (7 дек.) 1917 (СУ РСФСР, 1917, № 4, ст. 50). Упразднил все ранее существовавшие суд. учреждения (кроме мировых судов, деятельность к-рых приостанавливалась), царскую прокуратуру, адвокатуру и следственный аппарат. Законодательно закрепил демократич. основы организации и деятельности сов. судов: выборность; участие в отправлении правосудия нар. заседателей; открытое рассмотрение дел в судах; право обвиняемого на защиту. Д. о с. № 2 принят ВЦИК 18 февр. 1918 (СУ РСФСР, 1918, № 26, ст. 420). Предусматривал: создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда (здесь местные суды впервые официально были, названы местными нар. судами); учреждение областных нар. судов в качестве кассационной инстанции для окружных судов и Верховного суд. контроля в Москве. Декрет № 2 впервые закрепил демократич. основы сов. судопроизводства: рассмотрение дел на языке большинства населения той местности, где слушается дело, досрочный отзыв судей и т. п. Для поддержания обвинения и защиты, а также оказания юридич. помощи населению предусматривалось создание при местных Советах коллегий пра-возаступников. Д. о с. № 3 принят СНК 20 июня 1918 (СУ РСФСР, 1918, № 52, ст. 589). Существенно расширил подсудность местных нар. судов, отменил право руководствоваться старыми законами и вместо областных нар. судов и Верховного суд. контроля в Москве временно создал единый кассационный суд с двумя отделениями (по уголовным и по гражд. делам). Лит.: История Советской Конституции. Сб. документов. 1917-1957, М.,1957, с. 28 -30. Т. Н. Добровольская. "ДЕКРЕТЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ", сборник документов, издаваемый Ин-том марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Ин-том истории АН СССР. Выпущено 5 томов; 1-й (1957) охватывает период с 25 окт. (7 нояб.) 1917 по 16 марта 1918; 2-й (1959) -с 17 марта по 10 июля 1918; 3-й (1964) - с 11 июля по 9 нояб. 1918; 4-й (1968) - с 10 нояб. 1918 по 31 марта 1919; 5-й (1971) - с 1 апр. по 31 июля 1919. В издание вошли акты СНК и ВЦИК, раскрывающие процесс преобразования обществ, строя, строительства Сов. гос-ва, его экономики и культуры; включены также постановления, резолюции, обращения и др. документы. Сборник освещает деятельность В. И. Ленина на посту пред. СНК. Каждый том состоит из 2 разделов: 1) документы, опубликованные в период их принятия; 2) наиболее важные гос. акты, ранее не опубликованные. Широко использованы архивные материалы. Мн. документы снабжены примечаниями. В конце сборников помещены приложения и предметно-географич. указатели. ДЕКРЕШЕНДО (итал. decrescendo), музыкальный термин, означающий постепенное ослабление силы звучания. Равнозначен более употребительному термину диминуэндо. ДЕ КРЮИ (de Kruif) Поль (1890-1971), американский писатель; см. Де Крайф П. ДЕКСТРАН, (C6H10O5)n полисахарид бактериального происхождения, полимер глюкозы. Мол. масса достигает 10 млн. В линейной части молекулы Д. остатки глюкозы соединены связями между 1 и 6-м атомами углерода; ветвление обусловлено связями между 1 и 4-м, 1 и 3-м, 1 ц 2-м атомами. Д. получают при культивировании на искусств, питательной среде микроорганизма рода Leuconostoc. В виде частично гидролизованного раствора с мол. массой ок. 60 тыс. н количеством 1, 6-связей не менее 90% Д. применяется в клинике как заменитель плазмы крови. Препарат обеспечивает нормальное осмо-тич. давление, соответствующее осмотнч. давлению крови. В хроматографии используются модифицированные Д.- т. н. сефадексы (см. Молекулярные сита). ДЕКСТРИНЫ (от лат. dexter - правый, т. к. растворы Д. отклоняют луч поляризованного света вправо), промежуточные продукты ферментативного гидролиза по лисах аридов, образующиеся под действием ферментов типа амилаз (а также фосфорилаз). Д.- аморфные вещества с более или менее выраженными восстанавливающими свойствами, образуют коллоидные растворы. Д. характеризуются значит, колебаниями мол. массы и степенью разветвлённости полисахаридной цепи. На начальных стадиях гидролиза образуются амилодекстрины, дающие с иодом синее окрашивание, затем эритродекстрины (красно-бурая окраска с иодом) и мальтодекстрины, не окрашиваемые иодом. Последующий распад Д. приводит к образованию дисахаридов, гл. обр. мальтозы, и затем моносахаров. Частичное разрушение крахмала с образованием Д. возможно также при быстром нагревании (т. н. декстрини-зация крахмала, делающая его растворимым в воде). ДЕКСТРОКАРДИЯ (от лат. dexter -правый и греч. kardia - сердце), врождённая аномалия положения сердца, при к-рой б. ч. сердца расположена в грудной клетке с правой стороны. Обычно сочетается с зеркальным расположением всех внутренностей. Обнаруживается чаще случайно при рентгенологич. или электрокардиографии, исследовании. От Д. следует отличать декстропозицпю сердца - смещение сердца вправо при заболеваниях соседних органов (скопление жидкости в левой плевральной полости, сморщивание или спадение правого лёгкого и др.). ДЕ КУИНСИ, Де Квинси (De Quincey) Томас (15.8.1785, Манчестер,-8.12.1859, Эдинбург), английский писатель. В автобиографич. кн. "Исповедь англичанина-опиомана" (1822, рус. пер. 1834) подлинная история бедствований автора сочетается с изображением нарко-тич. видений. Де К. издавал газету консервативного толка. По своим лит. симпатиям он был близок к поэтам "озёрной школы". Де К. принадлежат работы об У. Шекспире, Дж. Мильтоне, П. Б. Шелли, Дж. Китсе. Де К. способствовал развитию декадентской лит-ры. С о ч.: The collected writings, ed. by D. Masson, v. 1 - 14, L., 1896 - 97. Лит.: История английской литературы, т.2, в. 1, М., 1953; Procters. К., Thomas De Quincey's theory of literature, N. Y., 1966 (библ. с. 299 - 306); Green J. A., Thomas De Quincey. A bibliography, N. Y., [1968]. ДЕКУР (Decour) Жак (псевд.; наст, имя и фам. Даниель Декурдеманш, Decourdemanche) (1910, Париж,-30.5. 1942, форт Мон-Валерьен), французский писатель. Чл. Франц. коммунистической партии. Педагог. Порвав с бурж. средой, обрёл опору в картезианстве, в наследии Стендаля и Г. Гейне. Его тревожила судьба "блудных детей" бурж. общества 20 в., их выбор между приобщением к кастовой системе (роман "Мудрец и капрал", 1930) и участием в её разрушении (рассказ "Бунт школьников", 1934, рус. пер. 1934), между обывательским неведением (путевой дневник "Фи-листербург", 1932) и неистовыми исканиями (роман "Отцы", 1936). В сер. 1930-х гг. Д. включился в борьбу с фашизмом, обратился к марксизму. В 1938-1939 Д.- гл. редактор журн. "Коммюн" ("Commune"); фаш. "пангерманизму" и расизму он противопоставлял "гуманистическую Германию" Ф. Шиллера и Л. Бетховена, Г. Лессинга и К. Маркса (эссе "Что такое немецкий гуманизм?", 1939). Издавал подпольно журн. "Юни-версите либр" ("L'universite libre", 1940) и "Пансе либр" ("La pensee libre", 1941). Д.- один из основателей нелегальной газ. "Летр франсез" ("Les Lettres fran-caises"), автор "Манифеста" Нац. фронта писателей ("Летр франсез", 1942, сент., № 1). 19 февр. 1942 Д. арестован. Казнён гестаповцами. Его последнее письмо (от 30 мая 1942, в кн.: "Письма расстрелянных", 1946, рус. пер. 1949) - завет молодёжи внять зову "Эгмонта" И. В. Гёте, сражаться за свободу. Соч.: Pages choisies, P., 1944: Comme je vous en donne 1'exemple... Textes de J. Decour presentes par Aragon, P., 1945. Лит.: Балашов В., Вечнозеленые листья... , "Литературная газета", 1962, 5 июня; История французской литературы, т. 4, М., 1963; D и с 1 о s J., Hommage a Politzer, Decour et Solomon, "Nouvelle critique", 1955, juillet - aout; La XXIIe anniversaire de la mort de J. Decour, "Les Lettres francaises", 1964, 4-10 juin. В.П.Балашов. ДЕКУРИОНЫ, куриалы (лат. decuriones, curiales), в Др. Риме члены гор. советов (сенатов, наз. в период империи также куриями) в городах Италии и провинций. Комплектовались Д. из бывших гор. магистратов. Должность Д. была почётной и пожизненной. Ведали гор. управлением, распределением и сбором податей (отвечая за недоимки налогов собств. имуществом), сдачей в аренду гор. земель, расходованием обществ, денег и т. д.; должны были устраивать игры и празднества. В провинциях деятельность Д. протекала под строгим наблюдением рим. наместников. В эпоху ранней империи Д. превратились в высшее сословие италийских и провинциальных городов. По мере роста налогового бремени и натуральных повинностей в 4 в. положение Д., к-рых стали наз. куриалами, настолько ухудшилось, что они стремились порвать со своим сословием, чтобы освободиться от обременительных обязанностей. Эдиктами имп. Константина 316-332 Д. навечно были прикреплены к своим куриям. ДЕЛАВАРЫ (самоназвание - лениленапе), племя сев.-амер. индейцев алгонкинской языковой семьи. В 17 в. занимали терр. совр. штатов США -Делавэр, Нью-Джерси, часть шт. Нью-Йорк и Пенсильвания. Обществ, строй-материнский родоплеменной. Занимались охотой, рыболовством и земледелием. Пользовались пиктографическим письмом, на к-ром была записана легендарная история племени. В сер. 20 в. в США, гл. образом в сел. р-нах Оклахомы, насчитывалось ок. 2,5 тыс. чел., ведущих происхождение от Д. ДЕЛАВРАНЧА (Delavrancea) Барбу (псевд..; наст, имя и фам. Барбу Ш т е-фэнеску, Stefanescu) (5.4.1858, Бухарест,-29.4.1918, Яссы), румынский писатель и драматург. Был депутатом и министром. Видный представитель критич. реализма. Сб-ки рассказов "Султэникэ" (1885), "Паразиты" (1893) показывают тяжёлое положение крестьянина, тупость, самодовольство мещанства и чиновничества, деморализующую власть денег. В историч. драматич. трилогии "Закат солнца" (1909), "Буран" (1910), "Звезда" (1911) Д. противопоставил бездушному обществу власть имущих боевое прошлое народа. Соч.: Scrieri alese, v. 1 - 2, Вис., 1958; в рус. пер.- Избранное, М., 1956. Лит.: Sandulescu Al., Delavrancea, Вис., 1964. ДЕЛАВЭР (Delaware), река на В. США. Дл. 660 км, пл. басе. 31,1 тыс. км2. Берёт начало в горах Кэтскилл истоками Зап. Д. и Вост. Д.; пересекает осевую часть Аппалачей, плато Пидмонт и Приатлан-тич. низм. Впадает в Атлантич. ок., образует эстуарий, наз. в юж. части зал. Делавэр. Весеннее половодье, паводки в остальное время года. Ср. расход воды у г. Трентон (17,6 тыс. км2) 350м31сек, наибольший -9 тыс. м3/сек, наименьший-35 м31сек. Судоходна до г. Трентон (210 км от устья); сюда доходят морские приливы. Выше (до г. Истон) судоходство по каналу. На Д.- гг. Истон, Трентон, Филадельфия, Уилмингтон. ДЕЛАВЭР (Delaware), залив Атлантич. ок. у берегов США; ингрессионно-эстуар-ного типа. Дл. 80 км, шир. у входа 18,5 км, в ср. части ок. 40 км. Замерзает лишь в суровые зимы. Приливы полусуточные, вые. ок. 1,5 м. По дну залива проложен судоходный канал (глуб. 11,8 м) к устью р. Делавэр, в к-ром расположены портовые города Филадельфия, Честер и др. ДЕЛАВЭР (Delaware), штат на Атлантич. побережье США. Расположен на В. низменного п-ова Делмарва, омывается заливом Делавэр. Пл. 5,3 тыс. км2. Нас. 548 тыс. чел. (перепись 1970), в т. ч. городского 72%. Адм. ц.-г. Довер. Крупнейший город, пром. центр и порт -Уилмингтон. Сев. часть штата входит в пригородную зону Филадельфии. Д.- индустр.-агр. штат. Гл. отрасль хозяйства - пром-сть, в к-рой занято 73 тыс. чел. (в т. ч. почти 70 тыс. чел. в Уилмингтоне и его пригородах) - ок. 35% экономически активного населения. Наиболее развита хим. пром-сть (з-ды крупнейшей хим. монополии США "Дюпон де Немур"). Важное значение имеют также судостроение, автосборочная, станкостроительная, резиновая, пищ., текст, пром-сть, произ-во качеств, сталей, металлообработка. Военная пром-сть. Интенсивное с. х-во пригородного типа (птицеводство, огородничество, молочное скотоводство). Число ферм сократилось с 6,6 тыс. в 1954 до 4,4 тыс. в 1964. Д.- один из первонач. штатов США. Образован в 1776 в ходе Войны за независимость в Сев. Америке 1775-83. До появления первых европ. поселенцев из Голландии (1-я пол. 17в.) терр. Д. населяло индейское племя делаваров; в 1664 терр. Д. была захвачена англичанами. Заселение Д. европейцами сопровождалось истреблением коренного индейского населения. Значит, распространение получило рабовладение. После окончания Гражд. войны 1861-65 конгресс штата отказался ратифицировать поправки к конституции США, формально отменявшие рабство. Сегрегация и господство консервативных элементов остаются характерными чертами социальной и политнч. жизни штата. ДЕЛАГАРДИ (De la Gardie) Якоб (20.6. 1583, Таллин,-12.8.1652, Стокгольм), граф, шведский воен. и гос. деятель, маршал (1620). Выходец из швед. воен. семьи франц. происхождения, крупный феод, магнат. Возглавлял швед, вспомогательный отряд (прибывший в 1609 в Новгород в соответствии с рус.-швед, договором о помощи пр-ву В. И. Шуйского против польск. интервентов), а затем войска Швеции, перешедшей к интервенции против Рус. гос-ва (подробнее см. в ст. Польская и шведская интервенция начала 17 века). Участвовал в заключении Столбовского мира 1617 с Россией. С 1619 швед, наместник в Ревеле, с 1622 генерал-губернатор Лифляндии; в 20-х гг. участвовал в швед.-польск. войне за Вост. Прибалтику. В 1632-44 чл. регентского совета при королеве Кристине. ДЕЛАГОА (Delagoa), залив, одна из лучших гаваней Индийского ок. у юго-вост. берегов Африки. Дл. ок. 112 км, шир. 25-40 км, глуб. 10-16 м. Берега низменны, болотисты, покрыты лесом. Устья впадающих рек затоплены и образуют хорошие бухты. В заливе расположен порт Лоренсу-Маркиш (Мозамбик). ДЕЛАЖ (Delage) Ив (13.5.1854, Авиньон,-7.10.1920, Со, деп. О-де-Сен), французский зоолог, чл. АН в Париже (1901). Свои работы по морфологии беспозвоночных [о развитии паразитич. ракообразных (саккулины), турбеллярий, губок и др.] обобщил в многотомном труде "Руководство частной зоологии" (1896-1901), написанном совм. с Э. Эруаром. Особое внимание Д. уделял изучению оплодотворения и партеногенеза; добился развития партеногенетич. личинки морского ежа до взрослого состояния. Основал журнал "L'Annee biologique". Соч.: La parthenogenese naturelle et ехрё-rimentale, P., 1930 (совм. с М. Goldsmith). ДЕЛАКРУА (Delacroix) Фердинанд Виктор Эжен (26.4.1798, Сен-Морис, близ Парижа,-13.8.1863, Париж), французский живописец и график. Сын дипломата, получил разностороннее образование. В 1816-22 учился в мастерской классициста П. Н. Герена, где сблизился с Т. Жерико, испытав его сильное влияние; изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно П. П. Рубенса), увлекался совр. англ, живописью (Дж. Кон-стебл), в 1825 посетил Англию. Наделённый страстным темпераментом и мощной творческой фантазией, Д. с первых шагов решительно вступил на путь романтизма и вскоре стал главой романтич. школы, ярчайшим выразителем её прогрессивных, а в ряде работ и революц. тенденций. В 1822 выставил картину - "Данте и Вергилий" ("Ладья Данте", Лувр, Париж), полную эмоционального накала и мрачного, трагич. пафоса. Картиной "Резня на Хиосе" (1823 - 24, Лувр) Д. откликнулся на совр. события, изобразив страдания греков под тур. игом. Проникнутое драматизмом и горячим сочувствием к бедствиям греч. народа, полотно Д. прозвучало протестом против жестокости и насилия, а также и против поощрения турок франц. политикой на Балканах. Гражд. позиция художника, жизненность его образов, необычная свежесть живописи (под впечатлением пейзажей Констебла Д. переписал картину в светлых тонах) вызвали яростные нападки реакц. критики. В картине "Греция на развалинах Миссолун-ги" (1827, Музей изящных иск-в, Бордо) Д. вновь обратился к борьбе греков за нац. независимость. Холодной и условной, оторванной от жизни офиц. акаде-мич. живописи Д. противопоставил взволнованное и напряжённое иск-во, проникнутое гуманистич. пафосом, духом активного действия и борьбы. Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные приёмы Д.: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит со звучными контрастами светотени и цвета. В поисках захватывающих сюжетов, мужественных, благородных героев, глубоких и сильных страстей Д. нередко обращался к произв. У. Шекспира, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Скотта ("Тассо в доме умалишённых", 1824, Художеств, музей, Вин-тертур; "Казнь дожа Марино Фальеро", 1826, собр. Уоллес, Лондон; "Смерть Сар-данапала", 1827, Лувр; "Убийство епископа Льежского", 1829, Музей изящных иск-в, Лион); в литографиях на темы "Фауста" (1827-28) и "Гамлета" (1834-1843) Д. выразил тончайшие оттенки переживаний, заслужив похвалу Гёте. Э. Делакруа. Автопортрет. 1829. Лувр. Париж. В 1830 под непосредств. впечатлением Июльской революции Д. написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах", Лувр; илл. см. на вклейке к ст. Исторический жанр). Изобразив реальных участников восстания рядом с аллегорич. фигурой Свободы, он создал величеств, образ нар. революции, где воедино слиты героич. действительность и прекрасная романтич. мечта о свободе. В 1831 Д. написал две картины на темы Великой франц. революции ("Буасси д'Англа в Конвенте", Музей изящных иск-в, Бордо; "Мираоо и Дрё-Брезе", Новая Карлсбергская глиптотека, Копенгаген). В батальных композициях ("Битва при Пуатье", 1830, Лувр; "Битва при Нанси", 1831-34, Музей изящных иск-в, Нанси; "Битва при Тайбуре", 1837, Нац. музей Версаля и Трианонов, илл. см. т. 3, вклейка к стр. 41), посвящённых событиям нац. истории, Д. не только ярко воссоздал обстановку сражения и облик его участников, но и передал драматич. напряжение, ожесточение битвы, где сталкиваются массы воинов. Совершив в 1832 путешествие в Алжир и Марокко, Д. по многочисленным зарисовкам с натуры написал ряд картин ("Алжирские "женщины", 1833-34, и "Еврейская свадьба в Марокко", 1839,- в Лувре; "Арабские комедианты", 1848, Музей изящных иск-в, Тур; "Львиная охота в Марокко", 1854, Эрмитаж, Ленинград); эти романтически красочные образы Востока отмечены поэтичностью замысла, живым ощущением своеобразия быта, нравов и характеров. Реалистич. завоевания Д. ярко выразились в его психологич. портретах(автопортрет, 1829, портрет Ф. Шопена, 1838,- в Лувре) оригинальных пейзажах и натюрмортах. Многочисленным работам Д. в области монументальной живописи (росписи Бур-бонского, 1833-47, и Люксембургского, 1845-47, дворцов, Старой ратуши, 1849-53, галереи Аполлона в Лувре, 1849-51, церкви Сен-Сюльпис, 1849-1861,- в Париже), так же как его многим картинам 1840-50-х гг. на ист., религ. и мифологич. сюжеты ("Правосудие Тра-яна", 1840, Музей изящных иск-в, Руац; "Взятие крестоносцами Константинополя", 1840-41, Лувр; "Битва св. Георгия с драконом", ок. 1854, Музей изящных иск-в, Гренобль), присущи высокие декоративные качества, особенно свободный полёт фантазии, колористич. великолепие, живописный размах, но вместе с тем и черты театральности, субъективности, подчас преувеличенной патетики. Творчество Д. принадлежит к вершинам мировой живописи 19 в. благодаря его героич. свободолюбивому духу, драматич. ощущению противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности живописного языка. Д. придал цвету активную эмоционально-образную выразительность; в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнит, тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов. Дневник Д. (к-рый он вёл с 1822), его статьи и много-числ. письма содержат критику бурж. цивилизации, размышления об иск-ве, характеристику творчества художников прошлого и современности. Илл. см. на вклейке к стр. 57. Соч.: Мысли об искусстве, о знаменитых художниках, пер. с франц., М.,1960; Дневник Делакруа, пер. с франц., т. 1 - 2, М., 1961. Лит.: [Кожина Е. Ф.]. Эжен Деля-круа. [Альбом], М., 1961; Гастев А. А., Делакруа, М., 1966; Escholier R., Delacroix, v. 1 - 3, P., 1926 - 29; Н и у g h e R., Delacroix, L., 1964. С. В. Морозова. ДЕЛАМБР (Delambre) Жан Батист Жо-зеф (19.9.1749, Амьен,-19.8.1822, Париж), французский астроном, геодезист и метролог. С 1792 член и с 1803 секретарь отделения матем. наук Парижской АН. Совм. с П. Мешеном принимал (1792-97) участие в градусном измерении дуги меридиана от Дюнкерка до Барселоны, послужившем основанием для установления метрической системы мер. Д. вычислил таблицы видимых движений Солнца, больших планет и спутников Юпитера. Усовершенствовал методы астрономич. вычислений. Написал 6-томную историю астрономии. Соч.: Histoire de 1'astronomie ancienne, v. 1 - 2, P., 1817; Histoire de 1'astronomie du moyen age, P., 1819; Histoire de 1'astronomie moderne, v. 1 - 2, P., 1821; Histoire de 1'astronomie au dix-huitieme siecle, P., 1827. ДЕЛAMИНАЦИЯ (от позднелат. delamino - разделяю на слои), один из способов гаструляции, при к-ром клетки зародыша делятся параллельно его поверхности. ДЕЛАМОТ (de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729-1800), архитектор; см. В ал лен-Деламот Ж. Б. М. ДЕЛАНДР (Deslandres) Анри (24.7.1853, Париж,-15.1.1948, там же), французский астроном, чл. Парижской АН (1902). Чл. Бюро долгот и директор Медонской обсерватории (близ Парижа). В 1891 Д. изобрёл спектрорегистратор скоростей и спектрогелиограф (независимо от амер. астронома Д. Хэла). С помощью этого инструмента он осуществлял на Медонской обсерватории повседневное фотографирование хромосферы на всей площади диска Солнца. Кроме того, Д. открыл закономерности в расположении полос поглощения в спектрах газов, совместно с А. А. Беккерелем исследовал действие магнитного поля на положения спектральных линий, измерил скорости вращения различных частей колец Сатурна и получил многочисл. фотографии больших планет и планетарных туманностей. Лит.: d'Azambuja L., Henri Deslandres
(1853 - 1948), "L'astronomie", 194,8, v. 62,
|