БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
В ЭНЦИКЛОПЕДИИ СОДЕРЖИТСЯ БОЛЕЕ 100000 ТЕРМИНОВ |
ГОРОД-ГОРОДСКОЙ Новый этап развития рус. Г. наступил в 17 в., когда началось массовое превращение ремесла в мелкое товарное произ-во. В 17 в. в России (без Украины и Сибири) насчитывалось 226 Г. Однако уровень развития гор. жизни в стране в целом из-за усиления крепостничества был невысоким. Реформы 1-й четв. 18 в. оказали большое воздействие на развитие Г. В дек. 1708 была проведена 1-я Губернская реформа, по к-рой нек-рые крупные Г. стали центрами губерний (см. Губерния); по Учреждению о губерниях 1775 мн. Г., входившие в губернии, стали центрами уездов. Количество Г. в стране достигло 336. Отд. Г. превратились в центры мануфактурной пром-сти, возникли Г. ок. металлургич. и др. предприятий (Екатеринбург, Н. Тагил, Петрозаводск, Липецк и др.). В 20-е гг. 18 в. торгово-ремесленное посадское население имелось примерно в 200 Г. и составляло ок. 183 тыс. душ муж. пола - 3,2% населения страны. В 1699 были учреждены органы гор. самоуправления - ратуши, в 1720 - Главный магистрат, затем - городовые магистраты. К кон. 18 в. гор. население выросло до 1300 тыс. чел., составив 4,1% всего населения страны. Многие гос. и дворцовые слободы и сёла приобрели ремесл.-торг. характер и в 70-80-е гг. 18 в. были переведены пр-вом в разряд Г. (Богородск, Подольск, Бронницы, Вязники, Гжатск, Рыбинск и др.). На Ю. возникли новые Г. (Херсон, Одесса, Николаев, Таганрог), ставшие портовыми центрами. После отмены крепостного права (1861) развитие Г. в России ускорилось. Нек-рые Г. превращались в крупные пром. центры. Стремясь удовлетворить интересы крепнущей рус. буржуазии, пр-во провело городскую реформу 1870. Однако функции гор. управления были крайне ограничены. Доля горожан в общей массе населения России в 1863 составляла 10% , в 1897 (по переписи) - 12,9%. К 1917 в Росс. империи насчитывалось ок. 800 Г., в к-рых проживало 18% населения. Г. России в 18-20 вв. стали средоточием науки, передовой рус. культуры: Академия наук в Петербурге (осн. 1725) и ун-ты в Москве (1755), Казани (1804), Харькове (1805), Петербурге (1819) и др., развитие книгопечатания, возникновение периодич. печати, профессионального театра в Ярославле, Москве и т. п. С ростом пролетариата Г. становятся центрами революц. движения, В Г. произошли все главные политич. события двух рус. бурж.-демократич. революций (см. Революция 1905-07 в России, Февральская буржуазно-демократическая революция 1917). Петроград и Москва - осн. центры Великой Октябрьской социалистической революции 1917, распространившейся в результате триумфального шествия Сов. власти по всем Г. страны. После победы Окт. революции была отменена частная собственность на землю и в Г. [26 окт. (8 нояб.) 1917], а 20 авг. 1918 - частная собственность на недвижимости в Г. Все т. н. доходные дома были изъяты из частного владения и переданы местным Советам. В 1918-24 миллионы трудящихся были переселены Сов. властью из подвалов и трущоб в квартиры буржуазии (только в Москве из 1700 тыс. жителей переселились в новые квартиры 500 тыс. чел.). Гор. х-во перешло в ведение Советов. Гл. фактором, определившим рост сов. Г., их экономич. и культурную роль, стала индустриализация страны. За годы довоен. пятилеток (1929-40) в СССР возникло более 500 новых Г. (в т. ч. Магнитогорск, Березники, Комсомольск-на-Амуре, Электросталь, Норильск, Магадан, Караганда, Игарка и др.). Мн. Г. превратились в крупные индустр. центры (Свердловск, Челябинск, Новосибирск,Куйбышев, Саратов и др.). Были составлены планы реконструктивных работ десятков старых Г. Среди них - столицы нац. республик. Благоустраивались жилые дома, строились школы, ясли и дет. сады, клубы и библиотеки, магазины, поликлиники и больницы, театры, стадионы и парки культуры. Изменился социальный облик Г.: уничтожена характерная для капиталистич. Г. разница между благоустроенным центром и рабочими окраинами. Сов. Г. характеризуется новым социальным составом населения: рабочие, служащие, интеллигенция. В Г. зародились ударничество и стахановское движение. Г. явились очагами культурной революции социалистической. В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 самоотверженность и героизм проявили жители Ленинграда, защитники Москвы, Сталинграда (ныне Волгоград), Севастополя, Одессы, Киева, Брестской крепости. Почётное звание городов-героев присвоено 6 крупным Г. СССР, прославившимся героич. обороной в период войны. В Г. СССР, подвергшихся фаш. оккупации, было разрушено 1209 тыс. жилых домов (из 2567 тыс.), ок. 32 тыс. крупных и средних пром. предприятий, 82 тыс. школ, десятки тыс. больниц, музеев, магазинов и т. д. В ноябре 1945 СНК СССР принял постановление о восстановлении 15 старейших русских Г., разрушенных нем.-фаш. захватчиками. Тяжёлые последствия войны были ликвидированы в короткие сроки. Восстановление Киева, Сталинграда (Волгоград), Минска, Харькова, Севастополя, Смоленска и мн. др. Г. сопровождалось их коренной реконструкцией. В 1950-67 появилось более 460 Г. и свыше 1200 посёлков гор. типа. Среди Г.- Ангарск, Братск, Тольятти, Волжский, Рустави, Сумгаит, Рудный и др. Возникли спец. Г. "науки": Академгородок около Новосибирска, Дубна, Об-нинск, Пущине близ Москвы. Повсеместно в широких масштабах ведётся жилищно-гражданское строительство. Рост Г. и гор. населения и численность населения столиц союзных и автономных республик, центров краёв и областей, а также городов СССР, имеющих более 100 тыс. жит. (на 1970), даны в табл. 3,4. Табл. 3.- Рост городов и городского
населения в СССР
1 По переписи 17 дек. в границах СССР до 17 сент. 1939. 2 В числителе - данные переписи 17 янв. в границах до 17 сент. 1939, в знаменателе- оценка по терр. СССР, включающая зап. области Украины и Белоруссии, Молдавию, Литву, Латвию и Эстонию. 3 По переписи 15 янв. 4 По переписи 15 янв. Лит.: Маркс К., Энгельс ф., Немецкая идеология, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 111 - 12); Баранский Н. Н., Об экономико-географическом изучении городов, в его кн.: Экономическая география.- Экономическая картография, 2 изд., М., 1960; Боже-Гарнье Ж., Шабо Ж., Очерки по географии городов, пер. с франц.,М., 1967; География городов. Сб. ст., пер. с англ., М., 1965; Города мира, М., 1965 (Вопросы географии, сб. 66); Лаппо Г. М., География городов с основами градостроительства, М., 1969; Давидович В. Г., Планировка городов и районов, 2 изд., М., 1964; Константинов О. А., Географическое изучение городских поселений в СССР, в кн.; География населения в СССР, М.- Л., 1964; Покшишевский В. В., Некоторые вопросы микрогеографического изучения городов СССР, в кн.: Географический сборник. XI, М.-Л., 1957; его же, О некоторых задачах комплексных физико-географических исследований городов, в кн.: Вопросы географии, сб. 28, М., 1952; Хорев Б. С., Городские поселения СССР, М., 1968; Пивоваров Ю. Л., Население социалистических стран зарубежной Европы, М., 1970, с. 76 -149; Проблемы урбанизации в СССР, М., 1971; Dziewonski К., Baza economiczna i struktura funkcjonalna miast, Warsz., 1971. Вебер М., Город, пер. с нем.. П., 1923; Коган Л. Б., Локтев В. И., Некоторые социологические аспекты моделирования городов, "Вопросы философии", 1964, № 9; Яхиел Н., Город и деревня, пер. с болг., М., 1968; Яницкий О.,К проблеме управления городом как системой, в кн.; Количественные методы в социальных исследованиях. Материалы совещания..,, М., 1968; Баранов Н. В., Композиция центра города, М., 1964; Лавров В. А., Город и его общественный центр, М., 1964; Иконкиков А. В., Эстетические проблемы массового жилищного строительства, Л., 1966; Основы советского градостроительства, т. 1 - 4. М., 1967-69 (см. также лит. при ст. Градостроительство). Античный город. [Сб. ст.], М., 1963; Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Сахаров А. М., Города Северо-Восточной Руси XIV - XV вв., М., 1959; Месхиа Ш. А., Города и городской строй феодальной Грузии. XVII - XVIII вв., Тб., 1959; Кабо Р. М., Города Западной Сибири. Очерки историко-экономической географии (XVII - первая пол. XIX вв.), М., 1949; Алиев Ф. М., Города Северного Азербайджана во второй пол. XVIII в., Баку, 1961; Стоклицкая-Терешкович В. В., Основные проблемы истории средневекового города X - XV вв., М., 1960; её же. Очерки по социальной истории немецкого города в XIV - XV вв., М.- Л., 1936; Левицкий Я. А., Города и городское ремесло в Англии в X - XII вв., М.- Л.. 1960; П и-гулевская Н.В., Города Ирана в раннем средневековье, М.- Л., 1956; Белов Г., Городской строй и городская жизнь средневековой Германии, пер. с нем., М., 1912; Пиренн А., Средневековые города Бельгии, пер. с франц., М., 1937; Вебер А., Рост городов в 19 столетии, пер. с англ., СПБ, 1903; Gеddеs P., Cities in evolution, L., 1949; Mumford L., The city in history, L., 1961; Glotz G., La cite grecque, P., 1953; Homo L. P., Rome imperiale et 1'urbanisme dans 1'antiquite, P., 1951; Ennеn Е.,Fruhgeschichte der europaischen Stadt, Bonn, 1953; P1anitz H., Die deutsche Stadt im Mittelalter, Graz - Koln, 1954; Lavedan P., Histoire de I'urbanisme. Epoque contemporaine, P., 1952; George P.. La ville, P., 1952; Mauersberg H., Wirtschaftsund Sozialgeschichte zentraleuropaischer Stadte in neuerer Zeit, Gott., 1960; Gardet L., La cite musulmane, P., 1954. В. В. Покшишевский, О. Н. Яницкий, А. Ю. Беккер, Г. В. Барабашев, Ю. А. Корхов, А. А, Минц. Табл. 4. -Численность населения столиц
союзных и автономных республик, центров краёв и областей, а также городов
СССР, имеющих более 100 тыс. жит. (1970)
Продолжение
ГОРОДА-ГЕРОИ, почётное звание,
которого удостоены города СССР - Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Севастополь,
Волгоград, прославившиеся своей героич. обороной в период Великой Отечеств.
войны 1941-45. Оборона Москвы продолжалась с 30 сент. по 5 дек. 1941, оборона
Ленинграда - с 10 июля 1941 по 14 января 1944, оборона Киева - с 10 июля
по 19 сент. 1941, оборона Одессы - с 10 авг. по 16 окт. 1941, оборона Севастополя
- с 30 окт. 1941 по 4 июля 1942, оборона Сталинграда (ныне Волгоград)-
с 17 июля по 18 нояб. 1942. В ознаменование подвига войск и массового героизма
и мужества населения этих городов Указами Президиума Верх. Совета СССР
были учреждены: 22 дек. 1942 медали "За оборону Ленинграда", "За оборону
Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Сталинграда"; 1 мая 1944
- "За оборону Москвы" и 21 июня 1961 - "За оборону Киева", к-рыми были
награждены все участники обороны, а городам Указом Президиума Верх. Совета
СССР от 8 мая 1965 в ознаменование 20-летия победы сов. народа в Великой
Отечеств. войне 1941-45 присвоено почётное звание городов-героев. В Г.-г.
устанавливается обелиск с изображением ордена Ленина, медали "Золотая Звезда"
и текста Указа Президиума Верх. Совета СССР. Подробнее об обороне Г.-г.
и лит. см. в статьях Ленинградская битва 1941-44, Киевская оборонительная
операция 1941, Севастопольская оборона 1941-42, Одесская оборона 1941,
Московская битва 1941-42, Сталинградская битва 1942-43.
ГОРОДА-ПОБРАТИМЫ, города различных
стран, установившие непосредственные дружеские связи для укрепления взаимопонимания
между народами, для культурного сотрудничества, обмена опытом в разрешении
аналогичных проблем, стоящих перед гор. властями и орг-циями. Породнение
городов способствует развитию добрых отношений между населением. Дружеские
связи городов, имеющих схожие исторические судьбы, играют большую
роль в борьбе за мир во всём мире. В 1957 представители Г.-п. создали Всемирную
федерацию породнённых городов (ВФПГ) (см. также Породнённые города).
ГОРОД-ГРАФСТВО (англ. county
borough, в Шотландии - county of cities), одна из осн. единиц адм.-терр.
системы Великобритании. К Г.-г. относятся, как правило, крупные населённые
пункты, хотя размеры территории и численность жителей Г.-г. различны. Так,
население Бирмингема - крупнейшего Г.-г. составляло в 1970 более 1,5 млн.
чел., а Кентербери - ок. 33 тыс. С 1958 статус Г.-г. может присваиваться
парламентом лишь городам с населением не менее 100 тыс. чел. В адм. отношении
Г.-г. выделены из территории графств и контролируются непосредственно
пр-вом. Управление Г.-г. осуществляется муниципальными советами, состоящими
из выборных советников и кооптируемых советом олдерменов, число к-рых составляет
1/3 числа советников. Советы образуют различные комиссии (12-35) и
департаменты (20 - 30), избирают мэров или лорд-мэров (в Шотландии
- провостов или лорд-провостов). Муниципальные советы Г.-г. имеют
более широкие полномочия, чем муниципальные органы др. адм. единиц, т.
к., помимо функций советов обычных городов, они осуществляют и нек-рые
функции муниципальных органов графств. В Англии и Уэльсе существовало (в
1969) 83 Г.-г. (в т. ч. 62 с населением более 200 тыс. чел.),
в Шотландии -4, в сев. Ирландии - 2. Г. В. Варабашев.
ГОРОДЕЛЬСКАЯ УНИЯ 1413, договор вел. кн. Литвы Витовта с польск. королём Ягайлом, подписан 2 окт. в с. Город-ло (на Зап. Буге). По Г. у. было признано, что Литва будет иметь своего государя под верховенством польск. короля, литов. феодалы после смерти Витовта примут на княжение предложенную Польшей кандидатуру. Польша, в случае. если после смерти Ягайла не останется наследника, изберёт короля с ведома и совета литовцев. В Литве вводилось одинаковое с Польшей адм. деление; на литов. бояр-католиков были распространены права польск. шляхты. Г. у. укрепляла силы феод. Литвы и Польши. Лит.: Akta unji Polski
z Litwa. 1385 - 1791, Krakow, 1932; Lietuvos TSR istorija, t. 1, Vilnius,
1957.
ГОРОДЕНКА, город (с 1939),
центр Городенковского р-на Ивано-Франковской обл. УССР. Ж.-д. ст. на линии
Коломыя - Черновцы. Узел автомоб. дорог. Сахарный комбинат, сыродельный
з-д, меб. ф-ка.
ГОРОДЕЦ, город в Горьковской обл. РСФСР. Пристань на лев. берегу Волги, в 53 км выше Горького и в 14 км к 3. от ж.-д. ст. Заволжье (конечная ст. электрифицированной ветки от Горького). Г. связан с Горьким также автодорогой (через Заволжье по плотине ГЭС). 34 тыс. жит. (1970). Судостроение и судоремонт; деревообр., обувное, строчевышивальное произ-во. Г. славен художеств. промыслами: резьбой по дереву, росписью (см. Городецкая роспись). Пед. уч-ще. Краеведч. музей. Г.- одно из древнейших поселений на Волге, осн. во 2-й пол. 12 в. (по одним данным, в 1152, по другим - в 1172). В 1239 Г. был сожжён войсками Батыя. В 1263 в Г. умер Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды в Новгород. Лит.: Города нашей области,
Г., 1969.
ГОРОДЕЦКАЯ КУЛЬТУРА, культура городищ "рогожной керамики", археол. культура, распространённая в 7 в. до н. э. - 5 в. н. э. в ср. и ниж. течении Оки, в басс. pp. Мокша и Цна и Ср. Поволжье. Названа по раскопанному (1898) В. А. Городцовым Городецкому городищу близ г. Спасск-Рязанский. Г. к. сложилась на основе местных культур эпохи бронзы при участии племён абашевской культуры и срубной культуры. Представлена небольшими укреплёнными родовыми поселениями, реже - селищами, жертвенниками, на позднем этапе - и могильниками (преим. с трупоположениями). На поселениях открыты землянки, полуземлянки, наземные жилища; керамика с отпечатками рогожи и ткани, гладкая грубая, в позднее время - лощёная. Население занималось охотой, скотоводством, земледелием; поддерживало связи со скифами, племенами дьяковской культуры, с Прикамьем. Племена Г. к. были предками финно-угорских народов Ср. Поволжья. Лит. : Смирнов А. П., Трубникова Н. В., Городецкая культура, в кн.: Археология СССР. Свод археологических источников, в. Д1 -14, М., 1965. И. Г. Розенфельдт.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ, народный художественный промысел, развивавшийся с сер. 19 в. в р-не г. Городец (ныне в Горьковской обл.) и сменивший местное произ-во (существовало с 18 в.) прялок с инкрустацией и резьбой. Лаконичная, контрастная по цвету Г. р. темперой служила для украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.). Окружённые цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастич. зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графич. обводкой изображений белыми и чёрными линиями, к-рые подчёркивали чёткий ритм композиции. Промысел заглох в нач. 20 в. В сов. время возрождён. В 1938 в Городце создана артель "21-я годовщина Октября" (с 1960 - ф-ка "Городецкая роспись"), выпускающая расписные игрушки и сувениры. Ведущие совр. мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин. Лит. : Аверина В.И., Городецкая резьба и роспись..., [Горький], 1957; [Маврина Т.], Городецкая живопись, [Л., 1970]. ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович [5(17).1.1884, Петербург,-8.6.1967, Москва], русский советский поэт. Род. в семье писателя-этнографа. Первый сб. стихов "Ярь" (1907) отразил интерес поэта к народному творчеству. Используя мотивы древнеслав. языч. мифологии, Г. поэтизировал стихийную силу первобытного человека, красоту и мощь природы. Первую книгу Г. отметили В. Я. Брюсов и А. А. Блок. В 1907 вышла и вторая книга Г. "Перун". Годы реакции после Революции 1905-07 заметно приглушили жизнеутверждающий характер поэзии Г.; он стал одним из организаторов Цеха поэтов (см. Акмеизм). Великая Октябрьская социалистич. революция расширила горизонт поэта: в книге "Серп" (1921), в поэме "Красный Питер> (1922) звучит тема революц. подвига, интернациональной солидарности людей труда. Г. переводил из болг., польск., укр., белорус. поэзии. Написал новый текст к опере М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1937-44). Соч.: Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. С. Машинского], М., 1960; Стихи. [Вступ. ст. С. Машинского], М., 1964; Северное сияние. [Предисл. Д. Голубкова], М., 1968. Лит.: Молдавский Дм., Поэзия
С. Городецкого, "Звезда", 1957; № 4; Кобзев И., Молодость песни. К 80-летию
С. М. Городецкого, "Правда", 1964, 19 янв.; История русской литературы
конца XIX - начала XX века. Библиографический указатель, М.- Л., 1963.
С. И. Машинский.
ГОРОДЕЧНА, населённый пункт
севернее г. Кобрин (Брестская обл. БССР), в р-не к-рого 31 июля (12 авг.)
во время Отечеств. войны 1812 произошёл бой между 3-й рус. армией ген.
А. П. Торма-сова (18 тыс. чел.) и наполеоновскими войсками (австр. корпус
К. Шварценберга и саксонский корпус Ж. Л. Ренье, до 40 тыс. чел.). Рус.
командование своевременно обнаружило движение корпуса Ренье против лев.
фланга, перебросило сюда осн. силы и отбило атаку противника. Атаки австрийцев,
ГОРОДЕЯ, посёлок гор. типа в Несвижском р-не Минской обл. БССР. Ж.-д. ст. на линии Барановичи - Минск. Льнозавод, сахарный з-д. ГОРОДИЩЕ, остатки древнего укреплённого поселения или города. Слово "Г." встречается в рус. летописях с нач. 12 в. Г. обычно представляет собой треугольную, круглую или прямоугольную площадку, часто защищённую естеств. укреплениями (реками, оврагами) и обязательно рвами и земляными валами (или стенами). Возникновение древнейших укреплённых поселений связано с эпохой патриархата и с переходом населения к скотоводч.-земледельч. х-ву; укрепления сооружались для защиты имущества рода - скота и зерна - от вражеских набегов. На терр. СССР и др. стран известны десятки тысяч Г., многие из них исследованы. Древнейшие Г. в СССР относятся к энеолиту (Михайловское поселение и др.), позднейшие - к 17 в. Нередко Г. одной эпохи использовалось впоследствии населением, пришедшим на эту территорию позднее. Нек-рые Г. достигают огромных размеров, напр, скифское Каменское городище (12 км2). Площадка Г. обычно имеет культурный слой; в нём при раскопках обнаруживают остатки жилищ, мастерских, различные вещи и т. д. Исключение составляют Г.-убежища, где население укрывалось лишь во время набегов неприятеля. К числу средневековых Г. относятся остатки ряда городских кремлей, укреплённых усадеб и замков, а также нек-рые сооружения, входившие в системы сторожевых укреплений. Лит.: Авдусин Д. А., Археология СССР, М., 1967; его же, Археологические разведки и раскопки, М., 1959. Д. А. Авдусин.
ГОРОДИЩЕ, город (с 1956),
центр Городищенского р-на Черкасской обл. УССР, на р. Ольшанка (приток
Днепра). Ж.-д. станция (на линии Фастов - Смела). 16 тыс. жит. (1970).
Сахарный комбинат, маслодельный, пивоваренный з-ды. Произ-во стройматериалов.
Совхоз-техникум. Нар. музей С. С. Гулак-Артемовского.
ГОРОДИЩЕ, город, центр Городищенского
р-на Пензенской обл. РСФСР, на р. Юловка (приток Суры). Расположен на автомагистрали
Москва - Куйбышев, в 21 км к С.-З. от ж.-д. ст. Чаадаевка (на линии
Пенза - Сызрань). Пищевая, лесная и деревообр. пром-сть, произ-во кирпича.
Пед. уч-ще. Осн. во 2-й пол. 16 в., город с 1780.
ГОРОДИЩЕ, посёлок гор. типа в Дубов-ском р-не Волгоградской обл. РСФСР. Ж.-д. ст. (Разгуляевка) в 15 км к С. от Волгограда. Швейная ф-ка, птицефабрика, птицеводч. и молочный совхоз. ГОРОДИЩЕ, посёлок гор. типа в Перевальском р-не Ворошиловградской обл. УССР, в 6 км от ж.-д. ст. Фащевка (на линии Дебальцево -Лихая). Птицефабрика. Вблизи добыча угля. ГОРОДИЩИ, посёлок гор. типа
в Петушинском р-не Владимирской обл. РСФСР, при впадении р. Киржач в Клязьму.
Ж.-д. ст. (Усад) в 12 км к С.-В. от г. Орехово-Зуево. Отделочная
хл.-бум. ф-ка.
ГОРОДКИ, рюхи, чушки, русская народная игра, сущность к-рой состоит в том, чтобы бросками бит (палок) выбить из площадки ("города" - отсюда название) поочерёдно определённое количество фигур, составленных из 5 городков - деревянных цилиндрич. столбиков. Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее число бит. Существует в СССР в течение неск. столетий. В 1923 впервые установлены единые правила игры в Г. Определены единые размеры: площадка ("город") - 2 м X 2 м, расстояние от места бросков - дальнее ("кон") 13 м; ближнее ("полукон") 6,5 м; длина городков 20 см, диаметр их 4,5-5 см; длина биты не более 1 м; одна партия состоит из 15 различных фигур. Фиксируются рекордные достижения на выбивание 15, 30, 45, 60 и 90 фигур (соответственно 1, 2, 3, 4 и 6 партий). В 1936 учреждена Всесоюзная федерация городошного спорта, с этого же года проводятся лично-командные соревнования на первенство СССР. Наибольших успехов добивались спортсмены об-в " Динамо " и "Крылья Советов" (Москва), "Коммунарец" (Коммунарск Ворошиловградской обл.). Неоднократные чемпионы и рекордсмены СССР - А. И. Богданов и А. Г. Рубцев (Москва). В 1970 городошным спортом занималось св. 600 тыс. чел., в т. ч. св. 2 тыс.- мастера спорта; 7 спортсменам присвоено звание засл. мастера спорта. В. А. Проедин. ГОРОДНИЦА, посёлок гор. типа в Новоград-Волынском р-не Житомирской обл. УССР, на р. Случь (басс. Днепра), в 42 км от ж.-д. узла Новоград-Волынский. Фарфоровый з-д. ГОРОДНИЧИЙ Антон Егорович (р. ок. 1848, м. Костеневичи, ныне Минской обл.,-ум. не раньше 1917), русский рабочий-революционер. Из крестьян. С 1871 работал на ряде заводов Петербурга, где с 1873 вёл революц. пропаганду. Являлся членом "Сев. союза рус. рабочих". В марте 1874 арестован, С 12 авг. 1876 жил в Петербурге под негласным надзором. В мае 1879 вновь арестован, выслан на родину. С 15 окт. 1879 за "вредное влияние" поселён в г. Мезень (Архангельская губ.). В дальнейшем от политич. деятельности отошёл. Лит.: Корольчук Э. А., "Северный
союз русских рабочих" и революционное рабочее движение 70-х гг. XIX в.
з Петербурге, [Л.], 1946; Плеханов Г. В., Русский рабочий в революционном
движении, [3 изд., Л.], 1940.
ГОРОДНИЧИЙ, представитель местной администрации в Моск. гос-ве, позднее - в Росс. империи. Должность Г. ведёт своё начало с 1-й пол. 16 в. от городового приказчика (см. Городовые приказчики). В 1775-82 возглавлял адм.-полицейскую исполнит. власть в уездном городе. В 19 в. Г. назначались гл. обр. отставные офицеры. Должность Г. упразднена в 1862. Лит.: Ерошкин Н. П., Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России, М., 1960. ГОРОДНЯ, город (с 1957), центр Городнянского р-на Черниговской обл. УССР, в 4 км от ж.-д. ст. Городня (на линии Гомель - Бахмач). Маслозавод, обозный, льнообрабатывающий з-ды. ГОРОДОВИКОВ Ока Иванович [19. 9(1.10).1879, хутор Мокрая Ельмута, ныне Ростовской обл.,-26.2.1960, Москва], советский военачальник, генерал-полковник, Герой Сов. Союза (10.3.1958). Чл. КПСС с 1919. Род. в семье крестьянина-калмыка. Участник 1-й мировой войны 1914-18. С 1918 в Сов. Армии. Во время Гражд. войны командовал эскадроном, полком, кав. бригадой и кав. дивизией 1-й Конной армии и 2-й Конной армией. Во время штурма Перекопа (1920) был командиром 6-й кав. дивизии, участвовал в разгроме банд Махно. Окончил высшие академич. курсы (1923), курсы усовершенствования высшего начсостава (1927), курсы при Военно-политич. академии (1930) и Воен. академию им. Фрунзе (1932). Был командиром корпуса Червонного казачества, зам. командующего войсками Средне-азиат. воен. округа (1932-38). В 1938-41 инспектор кавалерии, с июня 1941 ген.-инспектор и командующий кавалерией, руководил формированием кав. частей во время Великой Отечеств. войны 1941-45, был представителем Ставки по руководству действиями кав. соединений в июне - авг. 1941 и в Сталинградской битве. В 1943-47 зам. командующего кавалерией. С 1947 в отставке. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Награждён 3 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями. Соч.: Воспоминания, Элиста, 1969; В
боях и походах. Воспоминания, М., 1959.
ГОРОДОВИКОВСК, город (до февр.
1971 пос. Башанта) в Калм. АССР. Переименован в честь О. И. Городовикова.
ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1846, закон о проведении реформы гор. самоуправления Петербурга. Заменяло т. н. Шестигласную думу всесословной городской думой. Из представителей пяти сословных групп была образована Общая дума и её исполнит. орган - Распорядит. дума. Эти сословные группы были следующими: 1) потомственные дворяне, 2) личные дворяне, почётные граждане и приравненные к личным дворянам разночинцы, 3) купцы всех 3 гильдий, 4) столичные мещане, не записанные в цехи, 5) столичные ремесленники или мещане, записанные в цехи. Избират. правом в Общую думу пользовались мужчины, владевшие недвижимым имуществом, приносящим доход не менее 100 руб., и приписанные к гор. обществу не менее 2 лет. Гор. голова назначался пр-вом из кандидатов высших сословий, владевших недвижимостью в размере не менее 15 тыс. руб. В 1846 правом голоса пользовались лишь 1,2% населения Петербурга. Г. п. имело целью поднять гор. х-во и учредить самоуправление, но при помощи старых, феодальных, лишь частично реформированных учреждений, не могло выполнить поставленных задач. Лит.: [Луппов С. П. и Петров
Н. Н.], Городское управление и городское хозяйство Петербурга от конца
XVIII в. до 1861 г., в кн.: Очерки истории Ленинграда, т. 1, М.- Л., 1955.
Б.
В. Златоустовский.
ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1862, закон о проведении реформы гор. самоуправления Москвы путём замены Шестигласной думы всесословной гор. думой. В отличие от городового положения 1846, принятого для Петербурга, в Общую думу избиралось 175 чл.- по 35 чел. от каждой из 5 сословных групп, установленных Городовым положением 1846. Распорядит. дума состояла из 10 чл. - по 2 от каждой группы. В думу вошло много титулованной знати, обществ. деятелей и богатых купцов, что создавало благоприятные условия для сближения дворянства с бурж. слоями. Однако в течение 60-х гг. руководство в думе принадлежало дворянам. Избират. правами не пользовалось большинство жителей Москвы (как не имеющих избират. ценза): рабочие, квартиронаниматели, разночинная интеллигенция и др. Компетенция думы ограничивалась чисто местными хоз. делами, а стремление её к самостоятельности и попытки вмешаться в политич. жизнь подавлялись правительств. администрацией. Лит.: Златоустовский Б. В., Городское самоуправление, в кн.: История Москвы, т. 4, М., 1954, с. 461 - 515. Б. В. Златоустовский. ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1870, одна из буржуазных реформ в России. См. Городская реформа 1870. ГОРОДОВОЙ, рядовой царской полиции,
служивший в городах по вольному найму.
ГОРОДОВЫЕ КАЗАКИ, казаки, нёсшие гарнизонную и пограничную службу на укреплённых линиях по юж. и вост. границам Рус. гос-ва в 15-17 вв. Пр-во привлекало казаков на службу, зная их смелость и навыки в воен. деле, а также для заселения окраин. Им платили жалованье и наделяли землёй. У казаков, поступивших на службу отрядами (станицами), сохранялись их выборные атаманы, подчинявшиеся казацкому голове или городовому воеводе. Г. к. служили на конях, со своим оружием и запасами. Численность Г. к. определялась в 5 - 6 тыс. чел.; к 80-м гг. 17 в. возросла до 7 тыс. В 18 в. Г. к. вошли в состав однодворцев. Лит.: Чернов А. В., Вооруженные
силы Русского государства в XV - XVII вв., М., 1954.
ГОРОДОВЫЕ МАГИСТРАТЫ, сословные выборные органы гор. управления и суда в России в 1721-28 и 1743-1864. Находились в ведении Главного магистрата, но их независимость от местной администрации часто была номинальной. Состояли из бургомистров и ратманов (советников), к-рые избирались на посадских сходах из зажиточных посадских людей. Члены Г. м. утверждались Гл. магистратом и считались на гос. службе. После губернской реформы 1775 у Г. м. остались только суд. функции. Лит. см. при ст. Главный магистрат. ГОРОДОВЫЕ ПРИКАЗЧИКИ, в Рус. гос-ве 16 в. выборные из среды уездных служилых людей правители городов и уездов; подчинялись наместникам. Ведали делами служилых дворян, строительством и ремонтом гор. крепостных сооружений, боеприпасами, сбором податей, отбыванием натуральных повинностей и пр. В воен. время выполняли функции гор. воен. коменданта (подготовка города к обороне и т. п.). Введение Г. п. усиливало великокняж. власть на местах и её социальную опору - дворянство. После появления в городах воевод Г. п. стали их помощниками; назначались воеводами из местных дворян. Лит.: Носов Н. Е., Очерки по
истории местного управления Русского государства первой половины XVI в.,
М.- Л., 1957; Каштанов С. М.,К проблеме местного управления в России первой
половины XVI в., "История СССР", 1959, № 6.
ГОРОДОК, город (с 1957),
центр Городокского р-на Хмельницкой обл. УССР, на р. Смотрич (приток Днестра),
в 52 км к Ю.-З. от г. Хмельницкий. Ж.-д. ст. Виктория (на линии
Ярмолинцы - Копычинцы). 15 тыс. жит. (1970). 3-ды станкостроительный,
ремонтный, два кирпичных. Сахарный, молочноконсервный комбинаты.
ГОРОДОК, город (с 1772),
центр Городокского р-на Витебской обл. БССР, на р. Горожанка (басс. Зап.
Двины), в 2 км от ж.-д. ст. Городок (на линии Витебск - Невель).
Льнозавод, ремонтно-механич., маслозавод, плодоовощной з-д. Техникум механизации
сельского хозяйства.
ГОРОДОК, город (с 1939),
центр Городокского р-на Львовской обл. УССР, на р. Верещица (приток Днестра),
в 27 км к Ю.-З. от Львова. Ж.-д. ст. Городок-Львовский (на линии
Львов - Мостиска). 12 тыс. жит. (1970). Швейная фабрика,
2 кирпично-черепичных, молочный заводы.
ГОРОДОК, до 1959 назв. г. Закаменск в Бурятской АССР. ГОРОД-САД, тип образцового города,
разработанный в кон. 19 - нач. 20 вв. в Англии. Возникновение идеи строительства
Г.-с. было связано с резким ухудшением сан.-гигиенич. условий жизни в крупных
капиталистич. городах. Её можно считать попыткой практич. осуществления
проектов социалистов-утопистов о преодолении противоположности между городом
и деревней. Осн. принципы организации Г.-с. были изложены в трудах англ.
социолога и арх. Э. Хоуарда. Городам-гигантам Хоуард противопоставил
небольшие города стерр.
Схема города-сада (по Э. Хоуарду). ок. 400 га, окружённой садово-парковым
поясом пл. ок. 2 тыс. га, и с ограниченным числом жителей (30-35
тыс.), к-рым обеспечивались бы удобства гор. жизни и связь с природой.
Более крупные центры должны были формироваться из "созвездий" малых городов.
Первый Г.-с. Лечуорт (арх.Р.Ануин) был заложен в 1902 в 55 км
от
Лондона, в 1920 в 32 км от Лондона был осн. Уэлин-Гарден-Сити (арх.
Л. де Суассон), планировка и застройка к-рого получила всеобщее
признание. Идея Г.-с. приобрела сторонников в ряде стран, в т. ч. в России,
где в 1910-х гг. была сделана попытка построить в 40 км от Москвы
в Кратове Г.-с. для служащих Московско-Рязанской ж.д. (арх. В. Н. Семёнов).
Однако в условиях капитализма
Рис. 1. Поперечный профиль городской дороги с проезжими частями: а - для скоростного движения; 6 - для местного движения. Рис. 2.Поперечный профиль городской
дороги в выемке: а - проезжие части для скоростного движения автомобилей;
б - то же для местного движения; в - пути скоростного трамвая на обособленном
полотне.
идея Г.-с. не получила значит. развития. В сов. градостроительстве идеи Г.-с. нашли претворение в широком озеленении (как на терр. жилых массивов, так и в обществ. центрах и пригородных зонах) и усилении роли природного ландшафта, что улучшает архит. облик городов и способствует созданию хороших условий для жизни и деятельности людей. Лит.: Иконников А. В., Современная архитектура Англии, Л.. 1958; Howard Е., To-morrow, L., 1898; его же, Garden cities of to-morrow, L., 1902 (рус. пер.- Гоуард Э., Города будущего, СПБ, 1911). С. О. Хан-Магомедов. ГОРОДСКАЯ ДОРОГА, автомобильная дорога, проходящая по гор. территориям и являющаяся составным элементом гор. дорожно-уличной сети, а также дорога, соединяющая город с функционально связанными с ним объектами. В отличие от улиц, Г. д. прокладывают преим. по свободным от застройки территориям. В соответствии с принятой в СССР классификацией улиц и дорог населённых мест Г. д. подразделяются на скоростные и местного движения. Скоростные дороги служат для непрерывной трансп. связи удалённых гор. р-нов между собой, с крупными пром. р-нами, расположенными за пределами города, и с автомоб. дорогами общей сети. Дороги местного движения предназначены для связи пром. предприятий и складов с магистральными улицами и дорогами. В направлениях намечаемых осн. грузовых потоков проектируют спец. грузовые магистрали, к-рые трассируют в обход жилых р-нов, территорий леч. и науч. учреждений, спортивных комплексов и т. д. Для связи с зонами отдыха сооружают т. н. парковые дороги. На застраиваемых территориях проезжие части скоростных дорог должны быть удалены от жилой застройки не менее чем на 50 м и отделены от неё широкими полосами зелёных насаждений (рис. 1). Во многих случаях скоростные дороги целесообразно располагать в выемках (рис. 2), что обеспечивает удобство и безопасность движения, а также создаёт препятствие распространению шума и пыли, образующихся при движении автомобилей с повышенными скоростями. На отд. участках скоростные дороги проектируют в туннелях, на насыпях или эстакадах. Пересечения скоростных Г. д. со всеми улицами, жел. и автомоб. дорогами, а также пешеходными переходами устраивают на разных уровнях (рис. 3). При проектировании Г. д. принимают следующие расчётные скорости: для движения по скоростным дорогам - 120 км/ч, по местным проездам вдоль них - 80 км/ч, по дорогам местного движения - 60 км/ч. Лит.: Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел К, гл. 3. Улицы, дороги и площади населённых мест. Нормы проектирования, М., 1963; Гуревич Л. В., Ланцберг Ю. С., Страхов К. И., Справочник проектировщика городских дорог, М., 1968. Л. В. Гуревич. ГОРОДСКАЯ ДУМА, распорядит. орган гор. управления в России. Впервые Г. д. учреждены в 1785 пр-вом Екатерины II по "Грамоте на права и выгоды городам Российской империи". Горожане были разделены на 6 сословных разрядов в зависимости от их имуществ. положения и занятий. Горожане избирали Общую думу во главе с городским головой. Общая дума выбирала т. н. Шестигласную думу, по одному гласному от каждого из 6 разрядов. На Общую гор. думу возлагалось заведование гор. х-вом, фактически же эти обязанности выполняла Шестигласная дума. И Общая и Шестигласная думы были подчинены губернатору. Многочисл. правительств. учреждения и комиссии оттесняли Думу на третьестепенное место. Общие думы вскоре перестали собираться, а дворяне имели собств. организацию. Попытка возродить всесословные Г. д. в Петербурге в 1846 и в Москве, Одессе и Тбилиси в 1862-63 не привели к успеху, т. к. сословные основы их устройства не соответствовали потребностям развивавшегося капиталистич. общества. Городская реформа 1870 устранила сословное начало представительства и основала его на бурж. принципе имуществ. ценза. Г. д. просуществовали до Великой Окт. революции 1917. В. В. Гармыза.
ГОРОДСКАЯ ЛАСТОЧКА, воронок (Delichon urbica), птица сем. ласточко-вых отр. воробьиных. Дл. тела в среднем 15 см; весит ок. 20 г. Оперение сверху чёрное с синим блеском; на пояснице широкая белая полоса; низ тела белый. Г. л. широко распространена в Европе, Азии, кроме Крайнего Севера, и в Сев. Африке. Зимует в Африке и в Юго-Вост. Азии. В среднюю полосу прилетает в мае, отлетает в сентябре. Гнездятся колониями, гнёзда устраивают из мокрой земли и прикрепляют их к наружным стенам построек под навесом, под мостом, в пещерах и т. д. Гнездо полушаровидное с летком в верх. части. В постройке гнезда принимают участие оба родителя. В кладке 4-6, редко 3 яйца. Насиживают 14 - 17 дней оба родителя. Питаются насекомыми, к-рых ловят в воздухе. ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870, Городовое положение 16 июня 1870, одна из бурж. реформ в России. Имела целью поднять х-во городов и привлечь к управлению ими крупную финанс. и торг. буржуазию. Подготовка Г. р. началась в 1862, но только в 1870 проект был утверждён царём Александром II и опубликован. Г. р. заменяла прежние сословные думы всесловными гор. учреждениями местного самоуправления. Распорядит. органами явились гор. думы, а исполнительными - избранные думами гор. управы. Члены гор. дум выбирались на 4 года и наз. "гласными". Состав гласных колебался в пределах от 30 до 72. В Москве их было 180, в Петербурге - 250. Управы состояли из 2 - 3 чел. под председательством гор. головы, к-рый являлся одновременно и пред. гор. думы. Правом выбора в гор. думы пользовались лишь лица, достигшие 25 лет и владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы пром. и торг. предприятий и купцы, вносившие гор. сборы. Т. о., рабочие, мелкие служащие и лица умств. труда, не имевшие недвижимой собственности, лишались избират. права. Выборы в гор. думы производились по т. н. трёхклассной избират. системе, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов. Тысячи мелких налогоплательщиков избирали в думу такое же количество гласных, как неск. десятков крупных промышленников и купцов. Система имуществ. ценза обеспечивала преобладание в думе крупной финанс. и торгово-пром. буржуазии. Компетенция гор. обществ. управления была ограничена местными хоз. вопросами: внеш. благоустройство города, торговля и пром-сть, здравоохранение и нар. образование и т. п. Гор. доходы думы складывались из оценочного сбора с недвижимых имуществ, налога с пром., торг. и др. предприятий. Думы и управы подчинялись губернатору (в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие) и Мин-ву внутр. дел. При всей своей ограниченности Г. р. всё же была шагом вперёд по сравнению с дореформенной организацией гор. управления . Новое Городовое положение 11 июня 1892 (см. "Контрреформы") ещё более увеличило представительство крупной буржуазии и дворян в гор. думе и по существу превратило гор. самоуправление в подсобный орган пр-ва по вопросам местного х-ва. Но и в таком урезанном виде царизм не решился провести Г. р. в Польше, Ср. Азии и Финляндии. Лит.: Ленин В. И., Гонители
земства и Аннибалы либерализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; Второе
полное собрание законов, т. 45, СПБ, 1874, отд. 1, № 48498; Пичета В. И.,
Городская реформа 1870 г., в кн.: Три века, т. 6, М., 1913. В. В. Гармиза.
ГОРОДСКАЯ УПРАВА, в дореволюц. России исмолнительный орган городской думы. Г. у. состояла из председателя - гор. головы и 2-6 членов. В Петербурге, Москве, Одессе и Риге в Г. у. входил также товарищ гор. головы. ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА, внешняя граница города, определяющая его территорию и отделяющая гор. земли от земель др. категорий. Г. ч. является также границей города как адм.-терр. единицы. В СССР установление, а равно и изменение Г. ч. производятся Президиумами Верховных Советов союзных республик, а порядок установления и изменения Г. ч. регулируется респ. законодательством. Напр., в РСФСР эти вопросы регулируются пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 11 февр. 1929 "Об определении городской или поселковой черты вновь образованных городов, рабочих, дачных и курортных посёлков" и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сент. 1957 "О порядке отнесения населённых пунктов к категории городов, рабочих и курортных посёлков". Установление и изменение Г. ч. производится в порядке землеустройства. я. И. Краснов. ГОРОДСКИЕ ЗЕМЛИ, все земли, находящиеся в пределах городской черты. В СССР правовой режим Г. з. устанавливается Основами земельного законодательства СССР и союзных республик 1968 и законодательством союзных республик (в РСФСР, напр., действует "Положение о земельных распорядках в городах", 1925). Осн. положения правового режима Г. з. распространяются на земли рабочих, дачных, курортных и др. населённых пунктов, отнесённых законодательством союзных республик к категории посёлков гор. типа. В состав Г. з. входят: 1) земли гор. застройки (занятые жилыми, адм., пром. и др. зданиями и сооружениями или предназначенные под застройку по ежегодным планам использования Г. з.); 2) земли общего пользования (улицы, площади, набережные и пр.), предназначенные для внутригор. движения, организации отдыха и др. культурно-бытовых нужд; 3) с.-х. земли и др. угодья, используемые для с.-х. произ-ва и др. хоз. нужд города; 4) земли, занятые городскими лесами; 5) земли ж.-д., водного, воздушного, трубопроводного транспорта, горной пром-сти и др. Г. з. находятся в ведении гор. Советов депутатов трудящихся и предоставляются на праве землепользования гос., обществ. и кооп. орг-циям (в т. ч. жилищностроительным и дачно-строительным кооперативам). Г. з. используются на основе проектов планировки и застройки городов (генеральных планов городов), ежегодных планов застройки, а также планов земельно-хоз. устройства городов. н. И. Краснов. ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ, населённые места, обладающие определённой людностью и выполняющие преим. пром., трансп., культурные и адм.-политич. функции. Доля населения, проживающего в Г. п.,- важнейший показатель урбанизации (обычно и индустриализации) страны или р-на. В ряде стран критерием отнесения населённого места к числу Г. п. является только людность или адм. роль. Классификация Г. п. исходит из их людности (обычно выделяют категории до 10 тыс. жит., 10-20 тыс. жит., 20 - 50 тыс. жит.- эти три класса составляют малые города; 50-100 тыс. жит. - средние; 100-300 тыс. жит. и 300 тыс.- 1 млн. жит.- большие города), а также характера их нар.-хоз. и социальных функций (см. Город). В СССР Г. п. подразделяются на города и посёлки гор. типа (рабочие посёлки). К Г. п. относят, в законодательном порядке, населённые пункты с учётом их функций по след. показателям людности: для присвоения прав города (РСФСР) - 12 тыс. жит., посёлка гор. типа - 3 тыс. жит. (при условии, что не менее 85% населения - рабочие и служащие и члены их семей); в других союзных республиках критерии несколько иные, но близкие по показателям людности. В. В. Покшишевский.
ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА, учебные заведения повышенного типа для детей мелкой городской буржуазии и служащих, впервые возникшие в Зап. Европе в 17 в. (см. Бюргерские школы). В России мужские Г. у. были созданы по положению от 31 мая 1872 на базе уездных училищ с 6-летним сроком обучения; в них могли учиться и дети зажиточных крестьян. В Г. у. обучали закону божьему, чтению и письму, русскому языку и церковнославянскому чтению, арифметике, прак-тич. геометрии, географии, отечеств. и всеобщей истории, естеств. истории и физике, черчению, рисованию, гимнастике, а также нек-рым прикладным знаниям и ремёслам (работы по дереву и металлу ). Обучение в Г. у. было платным, размер платы устанавливался инспектором нар. училищ в соответствии с местными условиями и утверждался попечителем уч. округа. Права выпускников Г. у. на продолжение образования были ограничены. Они могли поступить только в низшие проф. школы или на 1- и 2-годичные педагогические курсы, существовавшие при нек-рых Г. у. Курсы давали право преподавать в начальных училищах и возможность поступления в учительский институт. В 1912 Г. у. были преобразованы в высшие начальные училища. М. Ф. Шабаева.
ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ, две категории населения, различающиеся по месту проживания: в городах и др. гор. поселениях и в сел. местностях. Соотношение Г. и с. н. показывает степень урбанизации стран и районов, однако критерии для отнесения населённых пунктов к городским или сельским в разных странах неодинаковы (см. Городские поселения). В 1969 гор. население составило ок. 33% всего населения мира (в Европе 59%, Азии 21%, Африке 16%, Сев. и Центр. Америке 62%, Юж. Америке 49%). В нек-рых странах 75- 80% населения относится к городскому (Великобритания, ФРГ, Австралия и др.); в США -73% (1968). В СССР доля гор. населения в ходе индустриализации страны поднялась с 18% в 1926 до 56% к нач. 1970 (гор. население 136 млн. чел., сельское - 105,7 млн.). Резкое преобладание гор. населения характерно для осн. пром. р-нов страны (напр., в Московской обл. с Москвой 86% , Донецкой 87% , Ворошиловградской 83%, Кемеровской 82%, Свердловской 81%, Челябинской 78% ) и нек-рых р-нов нового пром. освоения природных ресурсов (в Мурманской обл. 89%, Магаданской 75%, Камчатской 76%). Доля сел. населения высока гл. обр. в республиках и областях с широким развитием трудоёмких отраслей с. х-ва (Узбекская ССР 36% , Таджикская-37%, Молдавская- 32% ). В Сов. Союзе поставлена и успешно выполняется в процессе коммунистич. строительства задача всемерного сближения культурно-бытовых условий жизни гор. и сел. населения. с. А. Ковалёв. ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально-культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа. К Г. х. относятся жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, предприятия и организации бытового обслуживания населения, гор. транспорта, связи, торговли и общественного питания, а также соответствующие службы, сооружения, учреждения просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т. д. Г. х. находится в ведении муниципальных органов, к-рые в зависимости от своих прав и обязанностей, определяемых социальным строем страны, её гос. политикой, законодательством и эконо-мич. возможностями, осуществляют руководство Г. х., надзор за состоянием обслуживания населения, эксплуатацией, развитием предприятий, организаций и служб Г. х. Уровень развития Г. х. и степень благоустройства городов оказывают большое влияние на условия труда, быта и отдыха их населения, во многом сказываются на производительности труда и поэтому имеют большое социальное и экономич. значение. В СССР плановое и интенсивное развитие Г. х.- важнейшая часть программы непрерывного повышения материального благосостояния народа, предмет постоянной заботы КПСС, пр-ва СССР, пр-в союзных республик, местных Советов. Развитие Г. х. обеспечивается за счёт систематически выделяемых гос-вом крупных капитальных вложений и материальных ресурсов. Значит. внимание развитию Г. х. уделяется и в др. социалистич. странах. Зачатки Г. х. возникли с созданием и развитием городов. Во 2-й пол. 20 в. в большинстве стран наблюдается ускоренный рост гор. населения. В связи с этим значительно возросло социальное и народнохозяйственное значение Г. х. Г. х. в капиталистич. странах формируется стихийно и крайне неравномерно. Хотя его развитие осуществляется гл. обр. за счёт налогообложения трудящихся, уровень благоустройства городов, особенно рабочих районов, во мн. странах резко отстаёт от потребностей широких слоев населения. Частная собственность на гор. земли, предприятия и сооружения не позволяет Г. х. развиваться комплексно, по единому градостроительному плану. Интенсивный рост гор. населения мн. капиталистич. стран усугубляет диспропорцию между потребностями жителей и состоянием Г. х. В царской России Г. х. было слабо развито. На примерно 800 городов страны к 1917 приходилось лишь 215 небольших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных. Мн. предприятия коммунального х-ва находились во владении частных предпринимателей, акционерных обществ, иностр. концессионеров, которые руководствовались только коммерч. интересами. Большинство населения, особенно рабочие пром. центров, жило в неблагоустроенных домах, находившихся, как правило, в антисанитарном состоянии, что приводило к распространению инфекц. заболеваний и высокой смертности гор. жителей. Сеть учреждений социально-культурного назначения была развита слабо и обслуживала гл. обр. зажиточные слои общества. Великая Окт. социалистич. революция, ликвидировав в стране бурж.-помещичье господство, превратила Г. х. "...из средства дополнительной эксплуатации рабочих масс в организацию обслуживания их материальных и культурно-бытовых нужд" [Из резолюции пленума ЦК ВКП(б) 11-15 июня 1931, см. "КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 4, 1970, с. 544]. Гор. Советам были переданы дома, отобранные у крупных домовладельцев, и в них переселены семьи рабочих. Принадлежавшие частным предпринимателям коммунальные предприятия были национализированы. Уже в первые годы Сов. власти были приняты меры по восстановлению и реконструкции Г. х., к-рое пришло в упадок в результате 1-й мировой войны 1914-18, Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20. Большие успехи в развитии Г. х. были достигнуты за годы довоен. пятилеток (1929-40). В ходе социалистич. строительства возникали новые города и реконструировались старые. Интенсивно росли водопроводно-канализац. х-во, сеть прачечных и бань, гор. энергетич. х-во. Мн. города получили автобусный, троллейбусный и таксомоторный транспорт; в Москве был построен метрополитен. Даже в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в городах вост. р-нов страны - Урала, Сибири, Ср. Азии и Д. Востока - в связи с эвакуацией населения и пром-сти из прифронтовых р-нов интенсивно велось жилищное, коммунальное и социально-культурное строительство. За годы войны нем.-фаш. захватчики нанесли Г. х. СССР огромный ущерб. Полностью или частично было разрушено св. 70 млн. м2 жилой площади, ок. 250 водопроводов, 114 канализационных систем, 46 трамвайных и 5 троллейбусных х-в, 362 коммунальные электростанции и большое число др. предприятий и учреждений Г. х. Восстановительные работы в Г. х. начинались сразу после освобождения городов от фаш. оккупантов. В 1946-50 одновременно с восстановлением городов развивались все отрасли Г. х. Г. х. СССР располагает огромными осн. фондами, совр. сооружениями, оснащёнными новейшим оборудованием, средствами механизации и автоматизации. Осн. фонды жилищно-коммунального х-ва и бытового обслуживания СССР на 1 янв. 1970 составили 29% от стоимости всех осн. фондов нар. х-ва страны (в ценах 1955). Общая (полезная) площадь гор. жил. фонда на кон. 1969 составила 1469 млн. м2 (в т. ч. обобществлённый фонд - 1014 млн. м2), а на одного городского жителя составляла 10,8 м2; в 1969 в СССР на 1000 чел. населения было построено 9,3 квартиры (в США 7,4, ФРГ 9,2, Великобритании 6,7). Большое развитие получил гор. общественный транспорт; после войны построены метрополитены в Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси; строится (1971) метрополитен в Харькове. К нач. 1969 1714 городов (96%) и 2511 посёлков гор. типа (63%) имели водопроводы. Общая суточная мощность всех водопроводов превышает 49 млн. м3, из них 30 млн. м3 приходится на долю коммунальных водопроводов. В 1968 населению на коммунально-бытовые нужды было отпущено ок. 9 млрд. м3 воды. Ок. 6,5 млрд. м3 воды забирается из поверхностных источников; перед подачей в сеть вода подвергается физикохимич. обработке на очистных сооружениях с обязательным доведением её качества до требований гос. стандарта. К кон. 1968 гор. обобществлённый жил. фонд страны был обеспечен канализацией на 68%, центр. отоплением на 66%, электрич. освещением почти на 100 %. Быстрыми темпами ведётся газификация жил. фонда и предприятий Г. х. на базе использования природного и сжиженного газа; к кон. 1969 в городах и посёлках гор. типа насчитывалось ок. 17 млн. газифицированных квартир (в 5 раз больше, чем в 1960). Интенсивно развиваются и др. отрасли коммунального х-ва, сеть организаций и предприятий бытового обслуживания населения. За 1960-68 число предприятий розничной торговли гос. и кооперативных организаций увеличилось на 21%, предприятий общественного питания на 40%, детских садов и яслей-садов более чем в 2,8 раза (по числу детей в них - в 6,3 раза), число абонентов гор. телефонных станций в 2,4 раза. "Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы" предусмотрено: расширить работы по благоустройству населённых пунктов, улучшению коммунального обслуживания населения; завершить в основном обеспечение гор. населения централизованным водоснабжением, построить за пятилетие водопроводы в 700 городах и рабочих посёлках; довести газификацию жил. фонда в городах и посёлках гор. типа до 65-75% ; значительно увеличить использование электроэнергии для бытовых нужд населения; усилить работы по улучшению санитарного состояния населённых пунктов и окружающей среды (см. 1971, с. 50). В СССР управление Г. х. (осн. фонды гор. благоустройства, б. ч. коммунально-бытовых предприятий, учреждений социально-культурного назначения, государственного жил. фонда) находится в непосредств. ведении местных Советов депутатов трудящихся. Центр. респ. органами управления отраслями Г. х. являются соответствующие респ. (или союзно-респ.) мин-ва, осуществляющие технич. политику развития своих отраслей, организацию науч. исследований и разработок совр. оборудования, подготовку и утверждение правил, инструкций, норм по капитальному стр-ву и т. д. Нек-рые пром. предприятия и орг-ции союзных и респ. мин-в имеют свой ведомственный жилой фонд и отд. коммунальные службы; наряду с этим они проводят в городах совместно с местными Советами значит. работу по жил., коммунальному, социально-культурному стр-ву и внешнему благоустройству городов. Лит.: Селеванов Т. А., Тельперин М. А., Планирование городского хозяйства, М., 1970; Файнберг А. И., Домбровский А. А., Строганова Т. А. [и др.], Экономика, организация и планирование городского хозяйства. Учебник, 2 изд., М., 1969; Джунь Б. М., Эффективность использования основных фондов коммунального хозяйства, К., 1969; Клопотов К. К., Жилищно-коммунальное
хозяйство на подъеме, М., 1971; Гольцман Л. Н., Экономика коммунального
хозяйства, Услуги, тарифы, М., 1966; Брокер Д. А., Боярский А. Я. [и др.],
Жилищно-коммунальная статистика. Учебник, М., 1965. К. К. Клопотов.
ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА, в дореволюц.
России пред. гор. думы и гор. управы. Должность Г. г. впервые учреждена
в 1785. По гор. реформе 1870 Г. г. избирался на 4 года гор. думой и утверждался
в должности либо министром внутр. дел, либо губернатором, в Москве и Петербурге
утверждался царём. С 1892 Г. г. считался состоящим на гос. службе.
ГОРОДСКОЙ КЛИМАТ, климатич. условия крупного совр. города, создаваемые самим городом. Крыши и стены гор. построек и искусств. покрытия улиц нагреваются больше, чем естеств. поверхность, и повышают темп-ру воздуха в городе. Пром. предприятия, отопительные системы и автотранспорт нагревают воздух над городом и загрязняют его дымом и газообразными продуктами сгорания, а тем самым и обогащают ядрами конденсации. В результате продолжительность солнечного сияния в городах снижена на 25-30 мим в день (Лондон), приток солнечной радиации также снижен (в крупных городах США в среднем на 15% ), а темп-pa воздуха повышена, особенно ночью и зимой. В среднем темп-ра воздуха большого города на 1-2 °С выше, чем окружающей местности, а макс, температурные различия между ними достигают 5-8 °С и более. В связи с этим иногда наблюдается приток воздуха от окраин к центру города (городской бриз), а также усиление восходящих движений воздуха над городом с соответствующим образованием облаков. В городе меньше дней со снегом, длиннее вегетац. период в садах и безморозный период. Относит. влажность воздуха в городе понижена в среднем на 6%, облачность и годовая сумма осадков увеличены на 10-15% . Повышенное содержание ядер конденсации в гор. воздухе и ослабление скорости ветра в городе (в среднем на 25% ) приводят к увеличению повторяемости туманов (в городах США на 30% летом и на 100% зимой) и к возрастанию их интенсивности. Дымные туманы (смоги) в ряде больших городов приводят к увеличению заболеваемости и смертности, в особенности от болезней дыхательных путей и сердечно-сосудистых. Распределение темп-ры, загрязнение воздуха, направление и скорость ветра зависят от расположения улиц, площадей и зелёных зон. Общие закономерности Г. к. должны учитываться при планировании новых городов и кварталов. Лит.: Шелейховский Г. В., Задымление
городов, М.- Л., 1949; Кратцер П. А., Климат города, пер. с нем., М., 1958.
С. П. Хромов.
ГОРОДСКОЙ МОСТ, мост для движения гор. транспорта и пешеходов, расположенный в черте города. Г. м., как правило, строят для совмещённого движения различных видов гор. транспорта. При наличии раздельных трансп. трасс Г. м. могут быть предназначены специально для одного из видов транспорта (трамвайный мост, автомоб. мост, метромост). Выбор места расположения Г. м. определяется комплексом планировочных, инж. и трансп. условий и согласуется прежде всего с генеральным планом развития города. Место перехода и инженерное решение Г. м. принимают по результатам технико-экономич. сравнения различных вариантов. Планировочные условия предусматривают увязку трассы перехода моста с сетью гор. улиц, возможность создания предмостных площадей и устройства транспортных развязок. Большое внимание уделяется Г. м. как архит. элементу застройки города (рис. 1), учитывается необходимость его гармонич. сочетания с набережными, площадями и гор. зданиями. Интенсивность трансп. потоков и их направление определяют собой необходимую ширину моста и организацию движения на подходах. Если улица, ведущая к Г. м., располагается в одном уровне с проездами вдоль набережных, то на предмостных площадях организуется развязка примыкающих потоков движения. Наиболее совершенно пересечение набережных с подходами к Г. м. в разных уровнях (рис. 2). Обычная схема совр. Г. м. состоит из пролётов речной части (собственно мост) и путепроводов над проездами по набережным (напр., гор. мосты через р. Москву). Подъём на мост с примыкающих к нему улиц осуществляется по наклонным участкам дороги - рампам, устроенным в виде эстакад или насыпей. Наиболее распространены Г. м. из железобетона и стали. Как правило, в Г. м. для свободного обозрения гор. застройки используют конструкции пролётного строения с ездой поверху. Конструкции с ездой понизу применяются в висячих мостах. Лит.: Гибшман Е. Е., Городские инженерные сооружения, М., 1959; Страментов А. Е., Введение в городское строительство, М., 1963; Надёжин Б. М., Мосты и путепроводы в городах, М., 1964. Б. М. Надёжин.
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ, комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на терр. города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с благоустройством города. При наличии в системе города городов-спутников и зон массового отдыха, удалённых от жилых массивов и пром. р-нов, Г. т. обслуживает всю агломерацию. Г. т. является важной отраслью городского хозяйства. Развитие совр. городов (особенно с населением 100 тыс. жит. и больше) сопровождается увеличением их территории, миграцией населения в новые окраинные р-ны, удалением жилых р-нов от мест приложения труда. Следствие этого - увеличение дальности пути горожан на работу, рост числа жителей города, пользующихся транспортом, и увеличение среднего количества поездок одного жителя в год. Быстро растёт и объём грузовых перевозок внутри городов. Развитие Г. т. и улучшение обслуживания населения, особенно пассажирским транспортом, влияет на бюджет времени населения. Г. т. включает: трансп. средства (подвижной состав); путевые устройства (рельсовые пути, туннели, эстакады, мосты и путепроводы, станции, остановочные пункты и места для стоянок); пристани и лодочные станции; средства энергоснабжения (тяговые электроподстанции, кабельные и контактные сети, бензозаправочные станции - бензоколонки); ремонтные мастерские и заводы; депо и гаражи; станции технич. обслуживания, пункты проката автомобилей; линейные устройства (связь, сигнализация, блокировка); диспетчерское управление. По назначению Г. т. подразделяют на пассажирский, грузовой и спец. транспорт. Г. т. пассажирский объединяет: массовый общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определённым маршрутам и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный транспорт); легковой автомоб. транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколёсный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); водный транспорт (речной "трамвай", моторные и гребные лодки, паромные переправы); возд. транспорт (вертолёты). Быстрый рост автомобилестроения во 2-й четв. и особенно в нач. 2-й пол. 20 в. в развитых капиталистич. странах привёл к насыщению городов легковыми автомобилями и переключению на них б. ч. пассажирских перевозок. Так, в городах Великобритании и Франции легковыми автомобилями выполняется ок. 70%, а в городах США - ок. 90% всех пасс. перевозок (1967). Стихийное развитие легкового автомоб. транспорта без необходимой увязки его с общей проблемой Г. т., в частности с пропускной способностью улично-дорожной сети, привело во мн. случаях в крупных и особенно крупнейших городах капиталистич. мира к "транспортному параличу" гор. движения, гл. обр. в центр. р-нах городов в часы "пик". Это потребовало введения ряда ограничений на движение индивидуального транспорта (в Нью-Йорке-Манхаттан, в Лондоне - Сити) и вынудило муниципалитеты мн. крупных городов обратить внимание на преимущественное использование средств массового общественного транспорта, в частности внеуличного. В СССР главенствующая роль в гор. пассажироперевозках принадлежит массовому общественному транспорту (особенно поездки на работу и с работы, составляющие 98-99% от всех поездок). Доля легкового автомоб. транспорта в общем объёме гор. пасс. перевозок в СССР невелика (в 1967 ок. 4%). С сер. 1960-х гг. в ряде стран появляется новый вид пасс. транспорта - скоростной трамвай; он распространён в ФРГ, Бельгии, Швеции, США. В СССР линии скоростного трамвая проектируются в Ленинграде, Киеве, Риге, Волгограде, Саратове, Перми и др. городах. Возможность организации маршрутного (а не только линейного, как у метрополитена) движения в сочетании с достаточно высокой скоростью (25-30 км/ч) и значительно меньшей (сравнительно с метрополитеном) стоимостью строительства делает скоростной трамвай весьма перспективным видом транспорта для мн. крупных городов СССР. По данным Междунар. союза общественного транспорта, во всём мире (без СССР) имелось в 1967 36 городов с метрополитеном, 401 город с трамвайным и 271 город с троллейбусным транспортом. В 31 городе мира имелся такой вид Г. т., как монорельсовые дороги, однако только две из них находились в нормальной эксплуатации - в Вуппертале (ФРГ) и Токио протяжённостью ок. 13 км каждая. Остальные дороги либо экспериментальные, либо носят характер аттракционов. В дореволюционной России трамвайное сообщение было (в нынешних границах СССР) в 42 городах с общей протяжённостью одиночного эксплуатац. пути 1690 км и годовым объёмом перевозок 1128 млн. пассажиров. Автобусы имелись в весьма ограниченном количестве и эксплуатировались гл. обр. в междугор. сообщении на курортах Крыма и Кавказа. За время 1-й мировой войны 1914-18 и Гражд. войны и воен. интервенции 1918- 1920 Г. т. пришёл в полный упадок. Сов. государству пришлось восстанавливать разрушенное трамвайное х-во, а затем развивать его, одновременно вводя новые виды транспорта. С 1924 начало развиваться автобусное сообщение; в 1933 в Москве было организовано троллейбусное сообщение, а в 1935 открыта первая линия метрополитена. В 1970 все города СССР обслуживались массовым пасс. транспортом. Все его виды (метрополитен, трамвай, троллейбус и автобус) имеются в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку; трамвай, троллейбус и автобус - в 56 городах, трамвай и автобус - в 54, троллейбус и автобус - в 55 городах. Остальные города обслуживаются только автобусом. Общий объём перевозок на массовом общественном транспорте в городах СССР за 1970 составил ок. 36 млрд. пассажиров и, кроме того, на пригородных линиях автобусами и ж.-д. транспортом перевезено ок. 7 млрд. пассажиров. Доля отд. видов Г. т. в пасс. перевозках составляла (1970): метрополитена 6,4%, трамвая 22,2%, троллейбуса 17,0% и автобуса 54,4% . Протяжённость линий пасс. Г. т. достигла к кон. 1970: метрополитена 214,5 км (двойного пути), трамвая 8261 км, троллейбуса 8142 км (одиночного пути). Протяжённость маршрутов автобусов в городах составила 87 800 км. Развитие пасс. Г. т. в СССР характеризуется данными табл. 1 и 2. В дек. 1967 Сов. Мин. СССР принял пост. "О мерах по улучшению обслуживания населения городским пассажирским транспортом", определяющее направление в технич. политике его развития на ближайшую перспективу. Г. т. грузовой включает: грузовой автомоб. транспорт общего назначения и специализированный, выполняющий осн. объём грузовых перевозок в городах; грузовой таксомоторный автотранспорт, обслуживающий индивидуальные грузовые перевозки населения; грузовой электротранспорт - трамваи и троллейбусы, осуществляющие в некоторых городах перевозку грузов по стабильным направлениям; конный (гужевой) транспорт, имеющий распространение в малых городах и посёлках гор. типа для перевозки небольших объёмов грузов на короткие расстояния. Грузовые перевозки в городах производятся также ж.-д. пром. транспортом, который обслуживает крупные промышленные предприятия и склады, и водным транспортом в городах, расположенных на берегах судоходных рек и морском побережье. В городах СССР грузовые перевозки осуществляются, как правило, централизованно крупными трансп. предприятиями, объединяющими в своих х-вах осн. парк грузовых автомобилей. Г. т. специальный состоит из парка специализированных автомобилей по обслуживанию нужд города и его населения - снегоочистительные и снегоуборочные машины, машины для посыпки улиц песком в зимнее время, подметальные, тротуароуборочные и поливочные машины, мусоровозы, автовышки, пожарные машины, санитарные машины и др. (см. Коммунальные машины.). Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1971-75 намечено расширить перевозки населения городским пассажирским транспортом, в частности увеличить выпуск автобусов большой вместимости. Лит.: Петров В. К.,Сосянц В. Г., Городской транспорт. Уч. пособие, М.- Л., 1949; Страментов А. Е., Фишельсон М. С., Городское движение, 2 изд., М., 1965; Городской транспорт № 4 (Организация движения), в сб.: Научные труды Академии Коммунального хозяйства им. К.Д.Панфилова, в. 45, М., 1967; Проблемы перевозок, "Труды Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике", 1968, т. 56, в. 4; Галонен Ю. М., Науменко В. С., Современное состояние и тенденции развития общественного транспорта в крупных городах. Обзоры по городскому хозяйству, М., 1970. И. А. Молодых. Табл. 1.-Количество городов СССР, имеющих массовый пассажирский транспорт (на конец года) Табл. 2.- Объём пассажирских перевозок
в городах СССР за год (млн. пассажиров)
|