БОЛЬШАЯ  СОВЕТСКАЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
В ЭНЦИКЛОПЕДИИ СОДЕРЖИТСЯ БОЛЕЕ 100000 ТЕРМИНОВ

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



АВСТРИЯ-АВТОДИСПЕТЧЕР

АВСТРИЯ ВЕРХНЯЯ (Oberosterreich), провинция на С.-З. Австрии. Пл. 11,9 тыс. км2. Нас. 1,13 млн. чел. (1961). Адм. центр - г. Линц.

Природа. С С.-З. на Ю.-В. протекает р. Дунай. К С. от неё - низко-горья Мюльфиртель вые. до 1125 м, к Ю.- всхолмлённые предгорья (Инфиртель, Хаусрук) и хребты Вост. Альп вые. до 2996 м (хр. Зальцкаммергут и др.). Широколиственные и хвойные леса. Озёра (Аттер, Траун, Хальштеттер-Зе и др.) привлекают многочисл. туристов и отдыхающих. Вокруг озёр - курорты.

Хозяйство. В 1967 А. В. производила около 25% всей пром. продукции Австрии. Развита металлургия: выплавка стали (1,8 млн. m в год, Линц), алюминия (Рансхофен), машиностроение (Линц, Штейр, Вельс), химическая (Линц, Эбензе, Ламбах, Ленцинг), текст., лесопил., целлюлозно-бум. пром-сть. Добыча соли, бурого угля, нефти, каолина. На pp. Дунай и Инн - значит. ГЭС: Партенштейн, Йохенштейн, Ашах, Браунау, Эринг и др.

Высокотоварное с. х-во мясо-мол, направления. В долине р. Инн зерновое х-во, в вост. предгорьях Альп посадки картофеля, сах. свёклы. А. В. крупный поставщик мяса, сыра, масла, овощей на внутр. рынок. Н. И. Улыбин.

АВСТРИЯ НИЖНЯЯ (Niederosterreich), провинция на С.-В. Австрии. Пл. 19,2 тыс. км2. Нас. 1,37 млн. чел. (1961). Адм. ц.- г. Вена (в состав А. Н. не входит).

Природа. С 3. на В. протекает р. Дунай. К С. от неё-низкогорья и плато с преобладающими вые. 300-700 м (Вальдфиртель, Вейнфиртель и др.), к Ю.-всхолмлённые предгорья и хребты Вост. Альп выс. до 2075 м (хр. Эйзенвурцен, Венский Лес и др.); на В.- часть Среднедунайской равнины - Мархфельд. В горах - широколиственные и хвойные леса.

Хозяйство. А. Н.- основной с.-х., крупный пром. р-н Австрии. Ведущая отрасль - пром-сть, дающая 21% общеавстрийской пром. продукции, в т. ч. 90% нефтяной, 30,6% текстильной, 25,9% пищевой, 25,4% химической, 24,8% металлообрабатывающей, 23% лесообрабатывающей (1966). Важные пром. дентры: Винер-Нёйштадт, Санкт-Пёль-тен, Креме. Добыча нефти (Мархфельд), природного газа (Цверндорф и Виль-дендюрхбарх), угля графита (Вальдфир-тель). Значительные ТЭС (Корнейбур и Пейшинг) и ГЭС (Ибс-Перзенбёйг). Ок. 60% стоимости с.-х. продукции даёт земледелие: рожь, пшеница, картофель, сах. свёкла, а также огородничество, садоводство, виноградарство. Свиноводство.
В А. Н.- ряд известных курортов (Баден, Земмеринг, Бад-Фёслау и др.).

Н. И. Улыбин.

АВСТРОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ, аустроазиатские, семья языков, важнейшими группами к-рой являются языки мон-кхмер и мунда; родство между этими группами, а следовательно, и само существование семьи не могут считаться окончательно доказанными. В группу мон-кхмер входят кхмерский яз. в Камбодже, монский в Юж. Бирме и ряд языков малых народов Вьетнама, Лаоса и Таиланда (банар, чамре, куй, суй и др.); возможно, сюда же относится вьетнамский яз. с близко родственными ему мыэнгскими диалектами. К мон-кхмерской группе примыкает язык кхаси в Ассаме (Индия) и группа палаунг-ва, включающая языки палаунг, риант, ва в Бирме, кава в Юньнани (Китай), кхму в Сев. Лаосе и др. Особые группы составляют языки древнейшего населения Малакки - семанг и сеной и никобарский яз. (Никобарские о-ва). Языки группы мунда распространены в Индии, гл. обр. в штатах Бихар и Орисса; важнейший из них - сантали. Язык тям, прежде считавшийся австро-азиатским, в действительности входит в индонез. группу австронезийской семьи. Возможно, что А. я. родственны языки мяо-яо в Юж. Китае; предполагается также отдалённое родство между авст-роазиатскими и австронезийскими языками. Языки монкхмер, палаунгва и кхаси по строю преимущественно изолирующие, с односложными корнями и с использованием префиксов и инфиксов в словообразовании; языки мунда - агглютинативные, суффигирующие. На языках мунда говорит более 5,5 млн. чел., на остальных А. я. (без вьетнамского) - ок. 8 млн. чел.

Лит.: Schmidt W., Die Mon-Khmer-Volker, ein Bindeglied zwischen Volkern Zentralasiens und Austronesiens, Braunschweig, 1906; Sebeоk Т., An examination of the Austroasiatic language family, "Language", 1942, v. 18, p. 206 - 17; Pinnоw H.-J., Versuch einer historischen Lautlehre der Kharia-Sprache, Wiesbaden, 1959; Studies in comparative Austroasiatic linguistics, The Hague, 1966; Indo-Pacific linguistic studies, pt 1 - 2, Amst., 1965.

С. Е. Яхонтов.

АВСТРО-ВЕНГРИЯ, Австро-венгерская монархия, дуалистическое (двуединое) гос-во, созданное в 1867 в результате преобразования Австрийской империи (монархии Габсбургов) на основе соглашения между господствующими классами Австрии и Венгрии. Соглашение (т. н. австро-венг. компромисс, 8 февр. 1867) было заключено в условиях политич. кризиса в империи, обострившегося после поражения в войне с Пруссией (см. Австро-прусская война 1866), и представляло уступку правящих кругов Австрии венг. помещикам. Монархия Габсбургов была разделена (по р. Лейте) на 2 части: Австрийскую империю ("королевства и земли, представленные в рейхсрате"), или Цислейтанию (собственно Австрия и ряд др., гл. обр. славянских, областей: Чехия, Моравия, Силезия, Истрия, Далмация, Буковина, Крайна, Галиция и др.), и Королевство венгерское ("земли венг. короны"), или Транслейтанию (собственно Венгрия, Словакия, Хорватия, Трансильвания и др.). Венгрия, как и Австрия, была признана суверенной частью гос-ва. Во главе двуединой А.-В. стоял австр. император (имевший для Венгрии титул короля), власть к-рого была формально ограничена в Австрии рейхсратом, в Венгрии - сеймом. Для всей А.-В. устанавливалось три общих министерства: 1) иностр. дел, 2) воен. и морское и 3) финансов (последние два мин-ва имелись также и в обеих частях монархии). Остальные мин-ва были самостоятельными для Австрии и Венгрии. Расходы по общим делам устанавливались для обеих частей А.-В. в известной пропорции, регулировались соглашением рейхсрата и сейма и были предметом постоянной борьбы. Общей конституции у А.-В. не было. Законо-дат. власть по отношению ко всей империи осуществлялась через ежегодно созываемые т. н. делегации (по 60 членов от рейхсрата и от сейма).

Создавая А.-В., Габсбурги стремились использовать союз крупных венг. землевладельцев и австр. буржуазии для подавления нац.-освободит, и демократич. движения внутри империи; устранить опасность полного отделения Венгрии, достигнуть компромисса с австр. буржуазией, предоставив ей известные конституц. права. Австр.-венг. соглашение 1867 явилось краеугольным камнем нац. политики Габсбургской монархии в кон. 19 - нач. 20 вв. Пр-во Франца Иосифа, опираясь на господствующие классы собственно Австрии и Венгрии, угнетало остальные, преим. славянские, народы, населявшие многонац. А.-В. В кон. 1918, в условиях поражения в 1-й мировой войне и подъёма рабочего и нац.-освободит, движения, усилившегося под влиянием Окт. революции в России, А.-В. распалась. На её территории были созданы бурж. гос-ва Австрия, Венгрия, Чехословакия; часть терр. вошла в состав Югославии, Румынии, Польши.

АВСТРО - ГЕРМАНСКИЙ ДОГОВОР 1879, договор о союзе между Австро-Венгрией и Германией; подписан в Вене 7 окт. 1879. Заключённый сроком на 5 лет, А.-г. д. впоследствии неоднократно возобновлялся. Ст. 1 А.-г. д. устанавливала, что если одна из договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны России, то оба участника обязаны выступить на помощь друг другу. Ст. 2 предусматривала, что в случае нападения на одну из договаривающихся сторон какой-нибудь другой державы вторая сторона обязуется соблюдать по меньшей мере благожелательный нейтралитет. Если же нападающая сторона получит поддержку России, то вступает в силу ст. 1.

А.-г. д., направленный в первую очередь против России и Франции, явился одним из соглашений, приведших к созданию воен. блока во главе с Германией (см. Тройственный союз 1882) и к разделению европ. стран на два враждебных лагеря, которые впоследствии выступили друг против друга в 1-й мировой войне.

АВСТРО - ИТАЛО - ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЙНА 1859, война Пьемонта (одного из итал. королевств) и Франции против Австрии, удерживавшей под своим господством Ломбардо-Венецианскую обл. и препятствовавшей созданию единого итал. гос-ва. Для Италии война 1859 была нац.-освободительной, она положила начало завершившейся в 1870 борьбе за объединение Италии "сверху" под главенством правившей в Пьемонте Савойской династии. Со стороны Франции война была продиктована стремлением Наполеона III укрепить франц. влияние в Сев. Италии, расчётами на терр. захваты и династич. интересами. В июле 1858 между Пьемонтом и Францией было заключено секретное Пломбъерское соглашение 1858 о совместном ведении войны против Австрии. В обмен за оказание помощи Пьемонту в изгнании австрийцев из Ломбардии и Венеции Наполеон III добился согласия главы пьемонтского пр-ва К- Б. Кавура на присоединение в дальнейшем Ниццы и Савойи к Франции. Франц. пр-во заключило также 3 марта 1859 в Париже секретное соглашение с Россией, в соответствии с к-рым Россия обещала Франции дипломатич. поддержку против Австрии, а Франция согласилась содействовать России в пересмотре нек-рых статей Парижского мирного договора 1856.

А.-и.-ф. в. началась 29 апр. 1859. Австр. армия (170 тыс. чел.) под команд, фельдм.-лейт. Ф. Дьюлаи сосредоточилась между Миланом и Пьяченцей. Союзные войска (56 тыс. пьемонтцев и 116 тыс. французов) под общим командованием Наполеона III развёртывались севернее Алессандрии, куда франц. войска могли подойти к сер. мая. Австр. командование проявляло нерешительность и бездействовало, не использовав возможности разбить пьемонтские войска до подхода французов. После ряда мелких стычек .австр. войска потерпели неудачу 20 мая в бою с французами при Монтебелло, а 4 июня были разбиты союзными войсками у г. Мадженты. После этого Дьюлаи отвёл армию за р. Минчо. Он был отстранён, и командование возглавил имп. Франц Иосиф. 24 июня в решающем сражении при сел. Солъферино союзники (120 тыс. чел.) нанесли поражение австрийцам (122 тыс. чел.). Война вызвала подъём нац.-освободит, движения в Италии и привела к нар. восстаниям в мае - июне в Тоскане, Парме, Модене и папских владениях. Однако Наполеон III, к-рый не желал превращения Италии в сильное единое гос-во и был встревожен размахом освободит, борьбы в Италии, а также угрозой со стороны Пруссии, внезапно прекратил воен. действия. 11 июля Наполеон III заключил сепаратное Виллафранкское перемирие 1859 с Австрией, по условиям к-рого, подтверждённым Цюрихскими договорами 1859, последняя отказалась лишь от Ломбардии, Венеция же осталась под австр. господством. По Туринскому договору 1860 с Пьемонтом Франция получила принадлежавшие Пьемонту Савойю и Ниццу.

Лит.: Маркс К., Мир или война?, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Энгельс Ф., По и Рейн, там же; его же, Сражение при Мадженте, там же: его же, Сражение при Сольферино, там же; Ленин В. И., Под чужим флагом, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959, с. 694 - 698; Невлер (В или н) В., К истории воссоединения Италии, М., 1936; Обзор кампании 1859 в Италии, пер. с франц., СПБ, 1890; Каиделоро Д ж., История современной Италии, пер. с итал., т. 4, М., 1966.

АВСТРО-ИТАЛЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1848-49, война за освобождение Италии от австр. господства, тесно связанная с развернувшейся в 1848-49 бурж. революцией в итал. государствах (см. Революция 1848-49 в Италии). В марте 1848 в результате победы нар. восстания из Ломбардии и Венеции, находившихся под властью Австрии с 1815, были изгнаны австр. войска. В марте 1848 сардинский (пьемонтский) король Карл Альберт начал против Австрии войну, рассчитывая использовать её в интересах Савойской династии. В апр. 1848 пье-монтская армия (ок. 60 тыс. чел.) предприняла насту пат. действия в направлении Вероны. Особенно успешными были боевые действия волонтёрских отрядов Гарибальди. Однако предательская политика правящих кругов итал. гос-в и самого Карла Альберта, испугавшихся углубления революц. движения, привела к победе Австрии. 25 июля 1848 при Кустоце итал. армия потерпела поражение от австр. войск. 6 авг. австр. войска фельдм. Радецкого вступили в Милан, а через 3 дня Карл Альберт заключил перемирие, вызвавшее возмущение широких масс: Ломбардия была снова присоединена к Австрии.

В связи с новым революц. подъёмом в итал. гос-вах и требованиями возобновления войны против Австрии 20 марта 1849 Карл Альберт вынужден был прервать перемирие и начать воен. действия. Однако плохо подготовленная пьемонт-ская армия (ок. 88 тыс. чел., команд, ген. Хржановский), растянувшаяся от Новары до р. По, уже 21 марта потерпела поражение у Мортары; 23 марта в ген.

сражении у Новары она была наголову разбита австр. армией (ок. 70 тыс. чел.). Этому способствовали нерешительность и бездарность пьемонтских генералов. Карл Альберт бежал из Италии. Его сын Виктор Эммануил II 26 марта заключил с Радецким перемирие. Австр. войска "вновь оккупировали Ломбардо-Венециан-скую обл. 6 августа в Милане был заключён мир, по к-рому Сардинское королевство выплачивало Австрии 65 млн. франков контрибуции.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, с. 4; Энгельс Ф., Поражение пьемонтцев, там же, т. 6; Невлер (Вилин) В., К истории воссоединения Италии, М., 1936; Тrеvisani G., Dal pr.mo al secondo Risor-gimento (1796 - 1945), Mil., 1954.

В. Е. Невлер, А. А.Малиновский.

АВСТРО-ИТАЛЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1866, одна из войн, связанных с борьбой за освобождение Италии от австр. господства и за создание нац. гос-ва. В результате австро-итало-франц. войны 1859 и итал. революции 1859-60 Италия была в основном объединена. Однако вне Итал. гос-ва оставались ещё Рим, находившийся под властью папы, и Венецианская обл., в к-рой по-прежнему господствовала Австрия. Италия готовилась к войне против Австрии за освобождение Венецианской обл. Это использовала Пруссия, к-рая, проводя дипломатич. подготовку к войне с Австрией, добилась при посредничестве императора Франции Наполеона III союза с Италией. За участие в войне пробив Австрии на стороне Пруссии Италии была обещана Венеция. Австро-прусская война 1866 началась 17 июня. Вступлением итал. войск в Венецианскую обл. (20 июня) началась А.-и.в. Гл. силы итал. армии (120 тыс. чел.) короля Виктора Эммануила (нач. штаба - ген. А. Ла Мармора) 23 июня начали наступление от р. Минчо на Верону, оставив сильный резерв в Мантуе. Корпус ген. Э. Чальдини (90 тыс. чел.) должен был нанести удар из р-на Феррары, Болоньи во фланг и тыл австр. армии. Австр. командование, вынужденное вести войну на два фронта, выставило против Италии Южную армию (78 тыс. чел., кроме гарнизонов крепостей), к-рая под команд, эрцгерцога Альбрехта развернулась юго-восточнее Вероны и 24 июня перешла в наступление. В бою при Кустоце (24 июня) итальянцы понесли тяжёлое поражение. Потеряв до 10 тыс. чел. убитыми, ранеными и пленными, итал. армия отошла за р. Ольо. Но развить свой успех австрийцы не смогли: 3 июля они были разбиты пруссаками при Садове и вынуждены были перебросить значит, силы с итал. театра против Пруссии. Это позволило итальянцам перейти в наступление в Венецианской области и Тироле, где успешно сражался против австр. войск Дж. Гарибальди. 26 июля итал. войска достигли р. Изонцо. Но 20 июля итал. флот, пытавшийся очистить от противника Адриатич. м. и захватить Триест, потерпел поражение от австр. флота при о. Лиссе. Тем не менее Австрия, вследствие её разгрома в войне с Пруссией, вынуждена была пойти на перемирие с Италией (10 авг.). 3 октября она подписала Венский мирный договор, по к-рому уступала Венецианскую обл. не непосредственно Италии, а Наполеону III, последний же передавал её итал. королевству.

Лит.: Обзор войны 1866 г. в Германия и Италии, пер. с франц., СПБ, 1891; Trevisani G., Dal prirao al secondo Risorgimento (1796 - 1945), Mil., 1954.

В. Е. Невлер, А. А. Малиновский.

АВСТРОМАРКСИЗМ, течение, сложившееся в начале 20 в. в австрийской социал-демократии под влиянием теоретических работ и политической деятельности её лидеров и идеологов К. Реннера, О. Бауэра, М. Адлера, Р. Гильфердинга (в начале его деятельности), Ф. Адлера и др. В период между двумя мировыми войнами в политической литературе "австромарксистской" называлась вся австрийская социал-демократическая партия. А., как и австрийской социал-демократии в целом, были присущи многие характерные реформистские черты западноевропейской социал-демократии того времени и, в частности, точка зрения, что теоретические взгляды не имеют прямой связи с политической практикой и являются личным делом каждого. Для А. характерна внутренняя противоречивость. Некоторые из австромарксистов, например Ф. Адлер, увлекались учением Э. Маха, другие, как М. Адлер, пытались соединить марксизм с неокантианством. Третьи занимались преимущественно политической экономией и были сторонниками теории предельной полезности Бём-Баверка и его школы (см. Австрийская школа в политической экономии).

Существенные разногласия распространялись также на вопросы политической борьбы. В то время как О. Бауэр был центристом, К. Реннер принадлежал к правому крылу партии, а Ф. Адлер, начав политическую деятельность с решительных выступлений против социал-патриотической позиции руководства австрийской социал-демократии в годы 1-й мировой войны, закончил антисоветскими и антикоммунистическими выступлениями. А. в целом представлял собой, т. о., конгломерат самых разнородных научных и политических взглядов. Общими для представителей А. были склонность к компромиссам и умение прибегать к левым фразам, за которыми обычно скрывалось нежелание решительных действий. Левая фраза и даже некоторая готовность к действиям сочетались с оппортунизмом, парализовавшим эту готовность.

Острая национальная борьба в Австро-Венгрии порождала усиленное внимание к национальной проблеме. Национальный вопрос был одним из главных предметов обсуждения в австрийской социал-демократии вплоть до распада Австро-Венгрии (1918). Австрийская социал-демократия была первой социал-демократической партией, принявшей специальную программу по национальному вопросу - Брюннскую программу (1899), в которой выдвигался принцип территориального федеративного устройства Австрии. В советской исторической литературе Брюннскую программу обычно оценивали негативно, считая её программой культурно-национальной автономии, и относили к австромарксистской теории национального вопроса. В. И. Ленин, характеризуя австрийскую программу, писал: "Чрезвычайно распространено ошибочное мнение, будто на этом (Брюннском. - В. Т.) съезде принята так называемая "культурно-национальная автономия". Наоборот. Она единогласно отклонена на этом съезде" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 313, см. также с. 225, 227; т. 25, с. 272). Вместе с тем В. И. Ленин констатировал компромиссный характер третьего пункта программы.

В действительности австромарксистская теория культурно-национальной автономии, оторванной от территориального расселения нации, сложилась в работах К. Реннера (1899, 1902) и О. Бауэра (1907) и была основана на ошибочном понимании нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. Сторонники А. неоднократно выступали с требованием пересмотреть, конкретизировать Брюннскую программу, однако эти требования не были осуществлены. Точка зрения австромарксистских теоретиков изменялась на протяжении последующего периода. Так, например, О. Бауэр писал в 1913: "Австрия будет превращена в федеративное государство автономных наций или же прекратит свое существование", а в начале 1918 группа О. Бауэра признала в своей платформе право наций на самоопределение.

Действительный характер А. ярко проявился в период между двумя мировыми войнами, когда лидеры австрийской социал-демократической партии пытались занять промежуточную позицию между 2-м и 3-м Интернационалами. Они играли руководящую роль в создании т. н. 21/2-го Интернационала (1921-23), затем слившегося со 2-м Интернационалом, в который вернулась и австрийская социал-демократическая партия.

В эти годы А. отличался от правого крыла международной социал-демократии как теоретическими взглядами, так и практической политикой. Линцская программа австрийской социал-демократической партии (1926) теоретически признавала при обострении классовой борьбы целесообразность и возможность диктатуры пролетариата для подавления сопротивления буржуазии законному правительству рабочего класса. Для обороны от нарастающей опасности фашизма австрийская социал-демократическая партия создала массовую вооружённую организацию (Шуцбунд) и в феврале 1934 призвала трудящихся к вооружённому выступлению против австрофашистского правительства. Однако это было сделано с опозданием, и теория обороны обрекала рабочий класс на отступления и поражения.

В дальнейшем в эмиграции некоторые лидеры А. сделали выводы из губительных последствий раздробленности рабочего движения и выступили за создание единого антифашистского фронта борьбы. В то же время в национальном вопросе представители А. придерживались ошибочной позиции. Они отрицали наличие процесса возникновения австрийской нации и после захвата Австрии (март 1938) гитлеровской Германией выступали против лозунга борьбы за независимость Австрии, считая, что только общегерманская революция может освободить Австрию от фашизма и что после этого Австрия останется в составе Германии. Ошибочные концепции А. в национальном вопросе возродились здесь на новой основе.

После 2-й мировой войны правое руководство Социалистической партии Австрии полностью отказалось от марксизма, от всей прогрессивной части политического и теоретического наследия А. Вместе с тем правосоциалистические лидеры, как и многие буржуазные политики и учёные, обращаются к А. в поисках исторического опыта.

Лит.: Ленин В. И., О "культурно-национальной" автономии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, К истории национальной программы в Австрии и в России, там же; его же, Заметки публициста, там же, т. 40; его же, Письмо к австрийским коммунистам, там же, т. 41; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос. Соч., т. 2, М., 1954; Турок В. М., От австромарксизма к современному ревизионизму, "Новая и новейшая история", 1958, №4; Правые социалисты - против социализма, М., 1960, с. 306-55; Семенов Ю. И., Из истории теоретической разработки В. И. Лениным национального вопроса, "Народы Азии и Африки", 1966, №4, с. 106-29; Steiner H., Am Beispiel O. Bauers - die Oktoberrevolution und der Austromarxismus, "Weg und Ziel", Sondernummer, Juli 1967; Mommsen H., Die Sozialdemokratie und die Nationalit?tenfrage im Habsburgischen Vielv?lkerstaat, W., 1963.

В.М. Турок.

АВСТРО-ПРУССКАЯ ВОЙНА 1866, война, завершившая многолетнее соперничество между Пруссией и Австрией за господств, роль в Германии и явившаяся важным этапом в объединении Германии "сверху", под гегемонией юнкерско-бурж. Пруссии. После победы, одержанной Пруссией в датской войне 1864, Бисмарк, возглавивший в 1862 прусское пр-во, добился подписания 14 августа 1865 Гаштейнской конвенции, согласно которой Шлезвиг находился под властью Пруссии, а Гольщтейн под властью Австрии. Готовясь к войне с Австрией, Бисмарк сумел обеспечить нейтралитет России и Франции. Дипло-матич. подготовка Пруссии к войне была завершена подписанием 8 апр. 1866 союзного договора с Италией. Непосредств. поводом к войне с Австрией послужил конфликт из-за Шлезвиг-Гольштейна. Двинув прусские войска в Голыцтейн и разослав 10 июня герм, гос-вам свой проект реформы Герм, союза, к-рым предусматривалось исключение из него Австрии, Бисмарк спровоцировал вооруж. конфликт. 14 июня по предложению Австрии, поддержанному большинством мелких герм, гос-в, сейм Герм, союза принял решение мобилизовать союзную армию против Пруссии; формальное объявление войны Австрией произошло 17 июня, после того как 16 июня пруссаки начали вторжение в Ганновер, Гессен и Саксонию. Австрии пришлось вести войну на 2 фронта - на Итальянском (см. Австро-итальянская война 1866) и Богемском (Чешском) театрах. Ряд герм, гос-в (Бавария, Саксония и др.) встал на сторону Австрии, но не смог оказать ей реальной помощи. Пруссия превосходила Австрию по развитию пром-сти; относительно густая ж.-д. сеть Пруссии обеспечивала быстроту мобилизац. перевозок. Прусская пехота была вооружена игольчатыми, заряжавшимися с казны ружьями Дрейзе, скорострельность к-рых была в 3 раза выше австр. ружей, заряжавшихся с дула. Поскольку Австрии пришлось выделить значит, силы (к началу войны ок. 80 тыс. чел.) на Итальянский театр, пруссаки получили на Богемском театре нек-рое численное превосходство - 278 тыс. чел. против 261 тыс. чел., составлявших австр. Северную армию (включая отступивший в Богемию саксонский корпус; союзная с Австрией Бавария никаких войск в Богемию не послала). Во главе прусской армии стоял король Вильгельм I, фактически операциями руководил ген. X. Мольтке (Старший). Австр. Сев. армией командовал ген. Л. Бенедек, показавший себя крайне слабым полководцем.

На т. н. Майнском театре - в Ганновере, Гессене и на Франкфуртском направлении прусские силы быстро добились успехов, после чего пруссаки форсировали наступат. действия в Богемии. Стратегич. развёртывание против Саксонии и Австрии было осуществлено по дуге протяжением св. 250 км тремя армиями: 2-я армия (команд, кронпринц Фридрих Вильгельм) в Силезии - между г. Бреславль (Вроцлав) и р. Нейсе (Ни-са), 1-я армия (команд, принц Фридрих Карл) в р-не Гер лица и Эльбская армия (ген. Херварт фон Биттенфельд) в р-не Торгау. В дальнейшем Эльбская армия перешла в подчинение Фридриху Карлу. Гл. силы австр. Сев. армии, евсредо-точенные сначала в укреплённом р-не Ольмюц (Оломоуц), двинулись 18^ i-юня в Богемию, в район крепостей Йозеф-штадт (Яромерж) и Кёниггрец (Градец-Кралове). Прусское гл. командввание дало 22 июня директиву о концентрич. вторжении в Богемию с задачей соединения в р-не Гичина (Йичин). Медленность продвижения австр. сил дала возможность пруссакам преодолеть горные проходы. В ряде боёв, гл. обр. встречных (см. схему), прусские вейскаиимелж успех. Австр. армия отошла к Йозефштадту, а затем к Кёниггрецу. 3 июля произошло решающее сражение в р-не Садова - Кёниггрец (см. Садова), в к-ром участвовало 221 тыс. пруссаков и 215 тыс. австрийцев. Пруссаки вынудили австрийцев к беспорядочному отступлению. Потери австрийцев убитыми, ранеными и пленными составили 44 тыс. чел.- почти в 5 раз больше, чем у пруссаков. Однако прусское командование позволило австро-саксонским войскам оторваться от противника. Бенедек отвёл оставшиеся войска к Ольмюцу, выделив для Венского направления лишь слабое прикрытие. Пруссаки возобновили продвижение: 2-й армией - на Ольмюц, 1-й и Эльб-ской армиями - на Вену. В создавшемся для Австрии критич. положении началась переброска австр. войск из Италии,-где ими был одержан ряд побед, на север. Бенедек 13 июля был заменён эрцгерцогом Альбрехтом. У Австрии ещё были возможности для организации отпора противнику на подступах к Вене и Пресбургу (Братиславе), однако внутр. положение в империи, в особенности угроза отпадения Венгрии, заставили пр-во Франца Иосифа пойти на мирные переговоры. Этого добивался и Бисмарк (вопреки сопротивлению Вильгельма I и Мольтке), т. к. он видел в Австрии возможного союзника в будущем, а на данном этапе готов был ограничиться исключением её из Герм, союза. Франц. пр-во, опасаясь чрезмерного ослабления Австрии, также было заинтересовано в прекращении войны. 26 июля в Никольсбур-ге был подписан прелиминарный мир, а 23 авг. в Праге - мирный договор (см. Пражский мир 1866).

Главным политич. результатом войны явилось образование Северо-Германского союза под главенством милитаристской Пруссии. Пруссия значительно расширила свою территорию за счёт мелких герм, гос-в и заключила секретные воен. соглашения с южногерм. гос-вами. Австрия осталась вне союза, Венецианская обл. отошла к Италии.

Лит.: Энгельс Ф., Заметки о войне в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16; История войны 1866 г. в Германии, пер. с нем., СПБ, 1870; Борьба Австрии против Пруссии и Италии в 1866 г., в кн.: Военная библиотека, т. 9 - 11, ч. 1-5, СПБ, 1872-73; Ротштейн Ф. А., Из истории прусско-германской империи, М. - Л., 1948; Нарочницкая Л. И., Россия и войны Пруссии в 60-х гг. XIX в. за объединение Германии "сверху", М., 1960; Lettow-Vorbeсk О. von, Geschichte des Krieges von 1866 in Deutschland, Bd 1 - 3, В., 1896 - 1902. М.Э.Струве.

АВСТРОСЛАВИЗМ, программа переустройства Австрийской империи (с 1867 - Австро-Венгрии) в федеративное государство под властью Габсбургов, выдвинутая чешской буржуазией. Как политическая концепция либерально-буржуазных кругов славянских народов Габсбургской монархии, А. получил распространение с 40-х гг. 19 в. и просуществовал, принимая различные формы, до 1-й мировой войны. Само появление А. было своего рода реакцией на немецкий национализм, на попытки включить славянские земли в Германский союз. Впервые основной принцип А. был высказан К. Гавличеком-Боровским в 1846. В период революции 1848-49 с развёрнутой программой А. выступил Ф. Палацкий. А. в известной степени отвечал национальным интересам молодой буржуазии славянских народов (особенно чешской), заинтересованной в использовании обширных рынков Австро-Венгрии.

Широкая пропаганда А., особенно в 1848-49 и затем в 60-х гг., отвлекала народные массы от классовой борьбы, от революционной борьбы за национальную независимость.

Н. Д. Ратнер.
 

АВСТРО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ 16-18 вв. С 20-х гг. 16 в. усилилась борьба между австр. Габсбургами и Османской империей за гегемонию в Юго-Вост. и Центр. Европе. В результате тур.нашествий на Венгрию тур. войска взяли Белград (1521). Вслед затем они разгромили венгеро-чешские войска в Мохачской битве 1526, а в сентябре - октябре 1529 безуспешно осаждали Вену. После неудачных австро-тур. переговоров о мире (1530) началась А. -т.в. 1532 - 33. В ходе её войска имп. Карла V приостановили наступление тур. войск и по мирному договору (23 июля 1533, Стамбул) земли на 3. и С.-З. Венг. королевства отошли к Австрии, обязавшейся за это платить ежегодно дань султану. Во время А.-т. в. 1540 - 47 тур. войска взяли Буду (1541) и Эстергом (1543). По Ад-рианопольскому договору 1547 зап. часть Венг. королевства оставалась под властью Габсбургов, центральная - под управлением наместников султана; правители вост. части считались тур. вассалами. Войны 1551-62 и 1566 - 68, ведшиеся из-за Трансильвании, не вызвали существенных изменений. Война 1592 - 1606 привела (по Житвато-рокскому договору 11 нояб. 1606) к освобождению Австрии от уплаты ежегодной дани султану. Война 1660 - 64 началась наступлением тур. войск. Однако в битве при Сентготхарде (1 авг. 1664) тур. армия великого везира Фазы-ла Ахмета Кёпрюлю была разгромлена войском австр. фельдмаршала Монтекук-коли. По Вашварскому миру (10 авг. 1664) тур. войска выводились из Трансильвании, к-рая, однако, осталась под верховной властью султана. Война 1683 - 99 началась вторжением тур. войск в Австрию и осадой Вены (с 14 июля 1683). Тур. войска были наголову разбиты 12 сент. 1683 войском союзника Австрии Яна Собеского. Это поражение положило начало постепенному отступлению турок из Центр. Европы. После создания антитур. ;Священной лиги; (1684) австр. войска заняли Буду, в 1687-88 овладели вост. Венгрией, Славонией, Банатом, заняли Белград. Вступление России в ;Священную лигу; (1686) и её выступление против Турции (Азовские походы 1695-96) облегчили борьбу Австрии против Турции. 11 сент. 1697 австр. войска под команд. Евгения Са-войского разбили тур. армию у Зенты. В результате войны к Австрии отошли б. ч. Венгрии, Трансильвания, Хорватия и почти вся Славония (см. Карловицкий конгресс 1698-99).

В войне 171 6- 1 8 Австрия выступила против Турции в соответствии с австро-венецианским союзным договором 1716. В результате побед австр. войска Евгения Савойского (15 окт. 1716 взяли Темешвар, 16 авг. 1717 разбили тур. войска под Белградом) Австрия получила Сев. Сербию с Белградом, часть Валахии, Сев. Боснию и др. территории (см. Пожаревацкие мирные договоры 1718). А. - т. в. 1737-39 началась выступлением Австрии против Турции на стороне России в рус.-тур. войне 1735-39. Австрия потерпела поражение и возвратила Турции земли в Сербии и Валахии (Белградский мир 1 сент. 1739). Война 1788-90 также началась выступлением Австрии (в соответствии с рус.-австр. договором 1781). Первоначально воен. действия протекали неудачно для Австрии, но победы рус. армии в рус.-тур. войне 1787-91 позволили австр. войскам занять Бухарест, Белград, Коайову. Однако под влиянием Англии и Пруссии, заинтересованных в ослаблении России, с одной стороны, и в привлечении Австрии к участию в антифранц. коалиции, с другой, Австрия вышла из войны. По сепаратному Систовскому договору 4 авг. 1791 Австрия возвратила Турции все занятые ею в этой войне территории за исключением крепости Хотин с округом (они были возвращены Турции после окончания рус.-тур. войны).

Лит.: Бутковский Я. Н., Сто лет австрийской политики в восточном вопросе, т. 1, СПБ, 1888; Новичев А. Д., История Турции (XI -XVIII вв.), Л., 1963; Нammеr J.. Geschichte des Osmanischen Reiches, Bd 3, 4, 6, 7, 8, Pest, 1828 - 32; Feldziige des Prinzen Eugen yon Savoyen (Geschichte der Kampfe Osterreichs), 2 Ser., Bd 7 (16), Bd 8 (17), W., 1891; Uzuncarsi1i  I. H., Osmanli tarihi, cilt 2-4, Ankara, 1949 - 56. Ю. А. Петросян.

АВСТРО-ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЙНА 1809, война между Австрией и наполеоновской Францией, вызванная стремлением австр. пр-ва ликвидировать тяжёлые последствия Пресбургского мира 1805 и угрозу потери Австрией самостоятельности в связи с распространением наполеоновского господства в 1806-08 почти на всю Европу. Готовясь к войне, Австрия вступила в союз с Англией (т. н. 5-я антифранц. коалиция). Весной 1809 Австрия после реорганизации армии выставила 280 тыс. чел. при 790 орудиях; её гл. силы (ок. 200 тыс. чел.) под команд. эрцгерцога Карла были сосредоточены на Придунайском театре, где Наполеон к началу воен. действий сумел сосредоточить (вместе с союзными войсками) около 200 тыс. чел. и 428 орудий. Стремясь использовать незавершённость развёртывания франц. армии, австр. командование решило разгромить противника по частям. 10 апр. гл. силы австр. армии перешли р. Инн и вторглись в Баварию, нанося удар по группировке франц. войск в р-не Регенсбурга, но, действуя медленно и нерешительно, австр. командование не сумело осуществить свой замысел. Искусным манёвром Наполеон быстро перебросил в р-н боевых действий крупные силы. В пятидневных боях 19-23 апр. при Тейгене, Абенсберге, Ландсхуте, Экмюле и Регенсбурге австр. войска понесли значит, потери (до 45 тыс. чел.) и были вынуждены отойти к Вене. Преследуя их, французы 13 мая заняли Вену. Австр. войска заняли оборону по лев. берегу Дуная против Вены. Попытка Наполеона в кровопролитном сражении у Асперна и Эслинга 21-22 мая добиться полной победы над австрийцами окончилась поражением французов. Летом после тщательной подготовки франц. войска возобновили наступление. 5-6 июля при Погроме произошло решающее сражение, к-рое завершилось победой французов. Действия на второстепенных театрах: в Италии, Далмации и Тироле (где вспыхнуло антифранц. восстание во главе с А. Гофером), развивались не в пользу австрийцев. Попытки майора Шилля в Пруссии и полковника Дерн-бурга в Гессене поднять восстания против Франции также окончились неудачей. Австрия признала себя побеждённой и 14 окт. 1809 подписала с Францией Шёнбруннский мир. Потеряв значит, часть территории, Австрия превратилась в зависимое от наполеоновской Франции гос-во.

Лит.: Левицкий Н. А., Полковод-ческое искусство Наполеона, М., 1938; Тарле Е. В., Наполеон, М., 1957; Сухотин Н. Н., Наполеон. Австро-французская война 1809 г., СПБ, 1885. И. И. Ростунов.

АВСЮК Григорий Александрович [р. 16(29).12.1906, Петербург], советский физико-географ, специалист в области гляциологии, чл.-корр. АН СССР (1960). Чл. КПСС с 1947. Зам. академика-секретаря Отделения океанологии, физики атмосферы и географии Секции наук о Земле, зам. председателя Секции наук о Земле. Инициатор стационарных наблюдений на горных ледниках; с 1956 возглавляет подготовку и проведение сов. гляциология, исследований по программе Междунар. геофизич. года и др. междунар. проектам. Труды А. посвящены изучению совр. оледенения Тянь-Шаня, исследованию температурного режима ледников, общим вопросам гляциологии. Осн. работы: ;Горы юго-восточного Казахстана; (1945, соавтор); ;Температура льда в ледниках; (1956, ;Труды Ин-та географии, АН СССР;, вып. 67).

АВТАРКИЯ (греч. autarkeia, от autos - сам и arkeo - нахожусь в достатке), самодостаточность, самоудовлетворённость, в экономич. отношении - создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках отдельной капиталистич. страны, ведущее к разрыву традиц. экономич. междунар. связей. В чистом виде А. существовала только в докапиталистич. формациях в условиях натурального х-ва. Политика А. идёт вразрез с требованиями междунар. разделения труда. В эпоху империализма, когда все страны тесно связаны системой междунар. экономич. отношений, имеются лишь автаркич. тенденции, возникающие в результате обострения противоречий капитализма. Эти тенденции с наибольшей силой действовали в 30-х гг. 20 в., когда в результате мирового экономич. кризиса 1929-33 произошёл разрыв ранее существовавших внешнеторг. и других экономич. отношений и гос-ва проводили политику ;разорения соседа;. В наиболее агрессивных империалистич. гос-вах политика А. стала служить целям создания относительно замкнутого х-ва, способного производить всё необходимое для ведения войны в условиях экономич. блокады. А. была официальной экономич. теорией фашизма. После 2-й мировой войны автаркич. тенденции (высокие заградительные пошлины) в какой-то мере присущи нек-рым замкнутым торгово-экономич. блокам (;Европейское экономическое сообщество;, ;Европейская ассоциация свободной торговли;). В. В. Мотылёв.

АВТЕНТИЧЕСКИЕ ЛАДЫ (от греч. authentikos - основной, подлинный), разновидность диатонических натуральных ладов средневековой музыки. См. Средневековые лады.

АВТО... (от греч. autos - сам), составная часть сложных слов, соответствующая по смыслу: 1) словам ;само...;, ;собственноручный; (напр., автобиография, автопортрет); 2) слову ;автоматический; (напр., автоблокировка); 3) словам ;автомобиль;, ;автомобильный; (напр., автогараж, автопоезд).

АВТОБИОГРАФИЯ (от авто... и биография), описание своей жизни; литературный жанр, близкий мемуарам, но отличающийся большей сосредоточенностью на личности и внутр. мире автора. Напр.: ;Исповедь; (397-398) Августина, ;История моих бедствий; (1132-36) П. Абеляра, ;Жизнь Бенвенуто...; (1558-66) Б. Челлини. Первая рус. А.- ;Житие протопопа Аввакума; (написано в 1672-75). В лит-ре нового времени Ж. Ж. Руссо и А. И. Герцен - создатели художеств. А.-исповеди. Автобиографичность характерна для нек-рых произв. Л. Н. Толстого, М. Горького, К. Г. Паустовского, М. Пруста и др. На мн. языки переведены А. революц. деятелей - Дж. Гарибальди, П. А. Кропоткина, А. Бебеля.

А. называют также краткое хроникально-справочное изложение осн. событий собственной жизни.

АВТОБЛОКИРОВКА, автоматическая блокировка, автоматич. изменение режима работы объекта для предотвращения аварии; совокупность автоматич. устройств, исключающих возможность ошибочных действий при управлении работой машин, аппаратов и приборов. Напр., А. автоматич. станочной линии останавливает её при разладке или нарушении режима работы одного из станков. В электрич. реле под А. понимают включение части контактов данного реле, обеспечивающее автоматич. поддержание его нового состояния. См. также Автоблокировка железнодорожная.

АВТОБЛОКИРОВКА железнодорожная, система регулирования движения поездов на перегонах и ограждения последних путевыми светофорами, показания к-рых изменяются автоматически под воздействием самих движущихся поездов. При А. межстанционные перегоны делят проходными, автоматически действующими светофорами на отдельные блок-участки длиной 1 -3 км и организуют попутное движение поездов с минимальными по условиям безопасности интервалами между ними. Для автоматич. действия проходных светофоров в пределах каждого блок-участка устраивают электрич. рельсовые цепи, к-рые между собой разделяются изолирующими стыками. В каждую рельсовую цепь с одного конца включают источник питания, с другого - путевое реле, к-рое управляет контактной системой включения светофоров. При свободном блок-участке ток от путевой батареи по рельсам замыкается через обмотку путевого реле, включая цепи разрешающего (зелёного) огня на светофоре. При вступлении первых колёс поезда на рельсовую цепь путевое реле переключает на светофоре разрешающий огонь на запрещающий (красный). С помощью рельсовых цепей контролируют также целость рельсов: в случае лопнувшего или изъятого рельса путевое реле выключается и на светофоре появляется красный огонь.

На ж. д. СССР внедряют: провод-н у ю А. постоянного тока - на участках с тепловозной тягой, и беспроводную, кодовую А. переменного тока - на участках с электрической тягой. В проводной системе связь между перегонными светофорами осуществляют по двухпроводным линейным цепям и включением в них линейных реле. В кодовой А. перегонные светофоры связывают через рельсовые цепи, кодируемые сигнальными кодами (3 - зелёного огня; Ж - жёлтого огня; КЖ - красного огня с жёлтым).

Сами по себе устройства А. не устраняют возможности проезда запрещающих сигналов при плохой видимости огней светофоров или потере бдительности машинистом. Поэтому А. дополняют ав-торегулирующими средствами в виде автоматич. локомотивной сигнализации непрерывного типа и автостопов. Совокупность этих устройств составляет единую авторегулирующую систему, к-рой оборудуют все крупные магистральные линии ж. д. СССР. Такая система повышает безопасность движения поездов и увеличивает пропускную способность перегонов по сравнению со старыми системами (жезловой системой, телеграфным способом и полуавтоматич. блокировкой): однопутных на 20-30%, двух-путных в 2-3 раза. На ж.-д. транспорте А. применяется с 1910 (США), в СССР - с 1930. См. также ст. Железнодорожная автоматика и телемеханика.

Лит.: Казаков А. А., Автоблокировка, автоматическая локомотивная сигнализация и автостопы, М., 1964: Путевая блокировка и авторегулировка, М., 1966; Казаков А. А. и Давыдовский В. М., Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте, М., 1967. А. А. Казаков.

АВТОБРОНЕТАНКОВЫЕ ВОЙСКА, см. Танковые войска,

АВТОБУС [от автомобиль и омнибус], автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые А. появились в начале 20 в. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. В Москве регулярные линии автобусных перевозок были организованы в 1924.

По назначению А. подразделяются на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного сообщения и общего назначения. Городские А. имеют пассажирское помещение с несколькими дверями для входа и выхода, с ограниченным числом мест для сидения, с широким центральным проходом, с просторными "накопительными" площадками около дверей. Городские А. характеризуются способностью к интенсивному разгону, что обеспечивает относительно высокую среднюю скорость при частых остановках. Пригородные А. имеют пассажирское помещение с уменьшенными центральным проходом и "накопительными" площадками, а за счёт этого большее число сидений. У междугородных (туристских) А. в пассажирском помещении устанавливаются жёсткие или мягкие (спальные) сиденья. А. оборудуются отоплением и вентиляцией, а некоторые и гардеробом, холодильным шкафом, туалетом. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Конструкция таких А. должна обеспечивать движение с большой скоростью. А. местного сообщения применяются для перевозки пассажиров по внутрирайонным и межрайонным маршрутам, преимущественно в сельских местностях. У таких А. предусматриваются повышенная прочность кузова и ходовой части, увеличенный дорожный просвет, а иногда и привод на 2 или 3 оси.

Вместимость А. зависит в основном от его габаритных размеров (главным образом длины). В СССР принят следующий типовой ряд габаритных длин А.: 5 м - особо малые; 7,5 м - малые; 8,5 м и 9,5 м - средние; 11 м - большие; 12 м - особо большие и 16,5 м - сочленённые. При проектировании допускается изменение соответствующей длины в пределах ± 0,5 м. Сочленённый А. состоит из двух связанных гибким сочленением частей, имеющих общее пассажирское помещение. В городском транспорте за рубежом получили некоторое распространение также полутора- и двухэтажные А. Вместимость городских А. длиной 7,5 м колеблется от 35 до 40 человек, А. длиной 12 м - от 110 до 120 человек. Сочленённые А. вмещают до 160 человек. В зависимости от типа А. регламентируется нижний предел максимальной скорости, которую могут развивать А.: городские - 70 км/ч, пригородные и местного сообщения - 80 км/ч, междугородные - 100 км/ч. Технико-эксплуатационными требованиями также предусмотрено, что время разгона А. с места до указанной максимальной скорости не должно превышать (в зависимости от типа и длины А.): 40-55 сек для городских, 50-65 сек для пригородных и 70-90 сек для междугородных А.
 
Техническая характеристика некоторых моделей автобусов, эксплуатируемых в СССР
Автобус
Габаритная длина (.")
Число мест
Макс, скорость (км/ч)
Макс, мощность двигателя
Контрольный расход топлива (л/100 км)
для сидения
общее номинальное (в часы "пик")
кет
л. с.
РАФ-97 7Д
4,9
10
 
110
55
75
12,0
КАВЗ-651
6,2
20
24
70
52
70
22,0
ПАЗ-652
7,2
23
42
80
66
90
21,0
ПАЗ-672
7,3
23
45
80
85
115
20,5
ЛиАЗ-158В
9,0
32
60
65
80
109
37,0
ЛиАЗ-677
10,5
25
80(110)
70
132
180
45,0
ЛАЗ-695Е
9,2
32
55
75
110
150
36,0
ЛАЗ-698
9,7
26
67(92)
76
132
180
35,0
"Икарус"-180* (Венгрия)
16,5
35
119(172)
67
147
200
24,4
* Сочленённый автобус.

Кузова А. изготовляются капотного и вагонного типа (последние более распространены). Кузов вагонного типа обычно является несущей конструкцией; к его основанию непосредственно крепятся двигатель, коробка передач, передние и задние оси.

Двигатель может быть расположен в передней, средней (под полом пассажирского помещения) или в задней части А. Привод осуществляется главным образом на заднюю ось; у некоторых особо малых А. повышенной проходимости ведущими являются как задние, так и передние колёса.

В городских и пригородных А. всё более применяются автоматические трансмиссии. При расположении двигателя в задней или средней части и при механической трансмиссии применяется дистанционное управление сцеплением и коробкой перемены передач. В подвеске А. начали использовать резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом. Помимо повышения плавности хода, это позволяет сохранять постоянную высоту уровня пола и подножек А. независимо от нагрузки. Рулевое управление средних и больших А. имеет усилитель, в несколько раз уменьшающий силу, необходимую для поворота рулевого колеса. Привод рабочего (ножного) тормоза к тормозным механизмам колёс передней и задней осей на средних и больших А. - пневматический или пневмогидравлический, как правило, раздельный. На особо малых А. - гидравлический, а на малых А. - гидравлический с вакуумным усилителем или пневматический. На некоторых А., особенно междугородных, применяется тормоз-замедлитель.
 

  Лит.: Плеханов И. П., Технико-эксплуатационные требования к автобусам, М., 1967; Краткий автомобильный справочник, М., 1968.
 
 

АВТОВОКЗАЛ (от авто... и вокзал), комплекс сооружений для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений в больших городах на конечных пунктах автобусных линий. А. состоит из пассажирского здания, внутренней транспортной территории и привокзальной площади (рис. 1).
0107-2-1.jpg

Рис. 1. Генплан типового автовокзала вместимостью 900 чел.: 1 - подъезд городского транспорта; 2 - пассажирское здание; 3 - перрон отправления; 4 - перрон прибытия; 5 - стоянка автобусов; 6 - осмотровая эстакада; 7 - место для мойки автобусов.

В здании А. размещаются: пассажирский зал с билетными кассами, помещение для пассажиров с детьми, камера хранения ручной клади, кафетерий, санузлы, служебные помещения (диспетчерская, шофёрская, комнаты администрации). На внутр. транспортной территории А. располагаются: перроны посадки и высадки пассажиров, площадка для стоянки автобусов между рейсами и, при необходимости, устройства для осмотра и мойки кузова автобусов. Перроны А. могут быть прямолинейными или уступообразными; последние имеют относительно меньшую длину и применяются при большом числе отправлений и прибытий автобусов.

Расчётными показателями А. являются суточное отправление пассажиров и часовое отправление автобусов. Низший предел вместимости А.- 100 чел.

Управление движением автобусов на территории А. осуществляется с пульта диспетчера световой сигнализацией; автоматич. устройствами, регистрирующими подачу автобуса к перрону под посадку и отход от перрона; в больших А. диспетчерская служба оснащается телевизионной системой для наблюдения за посадкой и высадкой пассажиров. Пассажиры информируются о прибытии и отправлении автобусов по радио, с помощью световых табло и указателей.

Для удобства пассажиров, пользующихся смешанными видами сообщений, строятся объединённые вокзалы: желез-нодорожно-автобусные, автобусно-речные и др.

Рациональной планировкой выделяются А. в Киеве (1958-61, арх. А. М. Милецкий и др.; проект переработан для Одессы в 1964, см. рис. 2) с просторными интерьерами, украшенными мозаичными панно из майолики (художники А. А. Рыбачук и В. В. Мельниченко), А. в Риге (1962-64, арх. Г. Минц), в Алма-Ате (1967, арх. В. А. Бабенко, А. А. Смирнов, С. И. Судакова) и др.

За рубежом строят многоэтажные А. с перронами посадки и высадки пассажиров внутри здания в наземных и подземных этажах (.Нью-Йорк-Центральный, Чикаго, Брюссель, Лос-Анджелес).

Ю. А. Гольденберг.

АВТОГАМИЯ (от авто... и греч. gamos - брак), 1) самоопыление и самооплодотворение у высших растений (из культурных злаков - пшеница, овёс, ячмень и др., из бобовых - горох, фасоль и др.; мн. сорные растения с мелкими невзрачными цветками из сем. крестоцветных, гвоздичных и др.); 2) самооплодотворение у одноклеточных организмов, заключающееся в слиянии двух ядер (диатомовые водоросли, споровики, нек-рые амёбы). При этом ядро клетки делится на два, дочерние клетки расходятся и после созревания сливаются.

Лит.: Жебрак А. Р., Курс ботаники, М., 1959; Жуковский П. М., Ботаника, 4 изд., М., 1964.
 
 

АВТОГЕНЕЗ (от авто... и греческого genesis - возникновение), идеалистическое учение, стремящееся объяснить эволюцию организмов действием только внутренних факторов. Элементы А. имелись в теории Ж. Б. Ламарка (см. Ламаркизм); более последовательно идею А. развивали зоологи К. Бэр, А. Кёлликер и Л. С. Берг, ботаники К. Негели и С. И. Коржинский, палеонтолог Э. Коп, генетики Х. де Фриз и Ю. А. Филипченко. Предполагаемый внутренний фактор развития называется то "принципом совершенствования" (Негели), то "силой роста", или "батмизмом" (Коп). А. противопоставлялся материалистической теории эволюции на основе естественного отбора (см. Дарвинизм). А. обоснованно критиковали Ч. Дарвин, А. Вейсман, К. А. Тимирязев, А. Н. Северцов и другие биологи-дарвинисты.

Лит.: История эволюционных учений в биологии, М. - Л., 1966.

Л. Я. Бляхер.
 

АВТОГЕНЕРАТОР, генератор с самовозбуждением, см. в ст. Генерирование электрических колебаний.

АВТОГЕННАЯ РЕЗКА, то же, что кислородная резка.

АВТОГЕННАЯ СВАРКА, то же, что газовая сварка.

АВТОГРАВЮРА (от авто... и гравюра), гравюра, в к-рой печатную форму на дереве, линолеуме или металле (медь, цинк, сталь) выполняет сам художник - автор композиции.

АВТОГРАФ (от авто... и... граф), собственноручная надпись или подпись. 2) Собственноручный авторский руко-лисный текст. А.- важный источник установления канонич. (признанного правильным) текста произведения, ценный материал для изучения творческого процесса писателя, учёного, историч. деятеля. Собирание и хранение А. является одной из функций архивов, библиотек и музеев. В СССР рукописи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и ряда руководящих деятелей КПСС хранятся в Центральном партийном архиве Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Богатые коллекции А. писателей находятся в Гос. библиотеке СССР им. В. И. Ленина и Гос. лит. музее в Москве, в Гос. публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и Ип-те рус. лит-ры АН СССР (Пушкинский дом) в Ленинграде, а также во мн. мемориальных музеях.

АВТОГРЕЙДЕР (от авто... и грейдер), самоходная колёсная машина для профилирования земляных насыпей, псремещсния и разравнивания грунтов и дорожно-строит. материалов при сооружении и ремонте грунтовых и усовершенствованных дорог, аэродромных покрытий, оросит, каналов и др. Осн. рабочий орган А.- полноповоротпый отвал криволинейного лрофиля с механич. или гидравлич. управлением, приводимым в действие от двигателя. Вспомогательный орган - кирковщик, состоящий из 7-11 зубьев, предназначенных для разрушения дорожных одежд и покрытий при ремонте дорог. А. оснащается также сменным оборудованием бульдозера, погрузчика, снегоочистителя и др. машин.

Общпй вид автогрейдера со сменным оборудованием бульдозера

АВТОДИН (от авто... и греч. dynamis - сила, способность), 1) радиоприёмник с положительной обратной связью, в к-ром одновременно происходят процессы генерирования на частоте, отличной от принимаемой, и детектирования, в результате чего выделяется разность генерируемой и принимаемой частот в виде биений. А. служит для приёма на слух телеграфных сигналов по методу биений и для приведения в действие автоматич. устройств. Автодинными преобразователями наз. генерирующие преобразователи частоты. 2) Электромашинный усилитель, представляющий собой управляемый одно-якорный преобразователь мощности 3-фазного тока сети в мощность постоянного тока или наоборот. Изобретён венг. учёным О. В. Бенедиктом.

АВТОДИСПЕТЧЕР, автоматический диспетчер, комплексная система (класс систем "человек и машина"), обеспечивающая автоматизацию процесса управления с учётом наивыгоднейших (оптимальных) режимов работы управляемого объекта. А. осуществляет сбор и обработку информации о ходе процесса для замкнутого цикла управления, оперативное планирование процесса в оптимальном режиме, исполнение планов, т. е. выдачу управляющих сигналов, получение текущей информации о выполнении посланных приказов, состоянии управляемых объектов, данных для учёта и т. д. В такую систему входят: оператор (диспетчер), управляющая вычислительная машина (УВМ), средства связи операторов всех категорий с УВМ, телесвязь с управляемыми объектами, исполнительные и контрольные органы на объектах. А. в узком смысле - часть системы, включающая УВМ и средства связи операторов с УВМ.

Схема участкового автодиспетчера: УОУ - управляемые объекты участка - стрелки и сигналы на участковых станциях (УС1 ... УС10), где есть дежурные, и на промежуточных станциях (ПС1...ПС10), где нет дежурных; аппаратура для связи диспетчера (Д) с машинами (УВМ1 и УВМ2); Т - табло: П - поездографы и печатающие устройства; М - манипулятор диспетчера; аппаратура (АСС) для связи машины с дежурным участковой станции (ДС10); РТА - рулонные телеграфные аппараты; МДС - манипуляторы дежурных; ЛА - линейная аппаратура; АЦП - аппаратура центрального поста; 1 и 2 - двусторонняя связь машины с управляемыми объектами через ДЦ; 3 - цепь корректирующих воздействий диспетчера.

Управление можно вести по постоянному "жёсткому" графику, если процесс стабилен и непредусмотренные внешние воздействия, нарушающие процесс, практически не возникают. В этих случаях УВМ заменяют простым программным устройством. Однако в большинстве процессов отклонения от заданного плана часты и требуют непрерывного корректирования с помощью УВМ.

Различают две ступени управления (режима работы А.): низшая - режим "советчик", когда УВМ используется только для разработки оперативных планов, а исполняет их оператор (диспетчер); высшая - автоматич. режим, при к-ром УВМ, обеспеченная обратной связью, используется не только для составления планов, но и для их реализации с необходимым контролем исполнения. А. в автоматич. режиме функционирует как самоприспосабливающаяся система и только в особо сложных и редких случаях управление переходит к оператору. А. применяется, напр., на гидроэлектростанциях (автооператор гидроэлектростанции), на транспорте (автодиспетчер железнодорожный). Б. А. Завьялов,

АВТОДИСПЕТЧЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ,комплексная система, обеспечивающая автоматизацию управления движением поездов. Различают А. ж.: участковый, станционный и объединяющий их - комплексный.

А. ж. участковый применяется на участках между двумя крупными станциями. Большую часть задач выполняет управляющая вычислит, машина (сбор и обработка информации о движении поездов, составление и оперативная корректировка планов-графиков движения, подача команд для их реализации, контроль, учёт и т. п.), а за диспетчерами (штат к-рых сокращается до 1-2 чел. в смену) сохраняется общее руководство и специфич. функции, к-рые трудно алгоритмизировать. Различают два режима работы А. ж. участкового: 1);советчик; - когда машина (см. схему), получая информацию о поездах через диспетчерскую централизацию (ДЦ), моделирует их движение и составляет оптимальный план-график, а исполняет его диспетчер, посылая управляющие сигналы манипулятором; 2) автоматич. режим, при к-ром машина не только составляет график, но и исполняет его, а за диспетчером сохраняется право вносить в этот график любые изменения. При последнем режиме машина, которой разработано св. 10 программ, выдаёт план-график на 2-4 ч. Для реализации и корректировки плана-графика через каждые 20 сек с ДЦ поступает в машину информация о движении поездов по участку. При отправлении каждого поезда с очередной станции ему автоматически устанавливается маршрут на проход следующей станции i + l (а иногда и i+2) с учётом движения других поездов. Расписание не закладывается "жёстко", а для грузовых поездов машина ежедневно составляет наиболее рациональный график в зависимости от числа поездов, их местонахождения, массы (распространён термин "вес поезда") и др. показателей, выбирая лучшие варианты обгонов и скрещений и повышая этим участковую скорость. Пассажирские поезда проводятся по расписанию, а при его нарушениях - с оптимальной корректировкой. Планирование, осуществляемое машиной, позволяет работать при любых нарушениях расписания (графика). Для повышения надёжности работы А. ж. участкового могут устанавливаться две машины, работающие параллельно, сверяющие все исходные и конечные результаты и взаимно корректирующие друг друга. А. ж. участковый обеспечивает централизов. управление однопутными (и с двухпутными вставками) участками до 600 км, с количеством поездов до 100-150 в сутки, при скоростях до 160 км/ч. Осн. эконо-мич. эффект - повышение участковой скорости на 5-10% .Система участкового А. ж. впервые разработана в СССР (1959- 63).

А. ж. станционный (узловой) - система, обеспечивающая оптимизацию планирования работы крупной станции (особенно сортировочной) или узла, а также моделирование движения с точностью до вагона. В её аппаратуру, кроме управляющей машины, входит система датчиков информации о местонахождении вагонов и локомотивов (напр., счётчиков осей). Имеются два режима работы: 1) "советчик" - все исполнительные функции остаются за операторами; 2) автоматический - значительная часть реализации планов (установка осн. маршрутов, оповещение участвующих в них сотрудников и т. п.) возлагается на машину, связанную для этого с аппаратурой электрич. централизации телеграфными каналами и различными манипуляторами и световыми индикаторами. Основная экономич. эффективность А. ж. станционного - улучшение оборота вагонов и локомотивов, уменьшение потребных маневровых средств.

Лит.: Участковый автодиспетчер, М., 1967. Б. А. Завьялов.